В лондонской Национальной галереи открылась выставка миланских шедевров Леонардо да Винчи
Организаторы экспозиции, по словам ее куратора Люка Сайсона, попытались заострить внимание аудитории на "универсальном гении" Высокого Возрождения именно как художнике, а также показать эволюцию его творческого стиля. Она наглядно прослеживается при изучении двух шедевров да Винчи под одним названием "Мадонна в скалах". "Соседство двух Мадонн - более ранней из Лувра/1483-1486/ и поздней из Национальной галереи /до 1508 / - предоставляет редчайшую возможность воочию увидеть изменения в творчестве мастера", - сказал Сайсон.
Да Винчи, по словам куратора, "вначале, возможно, полагал, что картина должна быть как зеркало - отражать все точно, до мельчайших подробностей, однако позднее, по- видимому, пришел к выводу о том, что творчество - это нечто большее. Вторая "Мадонна" - менее натуралистическая", - отметил Сайсон. Великий итальянец подходил к действительности "прежде всего как художник" - от видения, созерцания к анализу и затем произведению, считает куратор. "Он считал зрение важнейшим средством восприятия, а живопись - самым великим искусством". Сам да Винчи как-то заметил, что зрение позволяет "исключительно быстро схватить самые разнообразные формы".
Среди шедевров экспозиции и единственный портрет мужчины в творчестве да Винчи - "Портрет музыканта", а также изображения "безмятежных, красивых и в то же время бросающих вызов, амбициозных" женщин - "Дама с горностаем" и "Прекрасная Ферроньера".
Фреску "Тайная Вечеря", написанную да Винчи в конце ХV века, представят сохранившиеся рисунки мастера, а также полномасштабная копия его ученика Джанпьетрино.
В последнем зале перед изумленными зрителями предстает долгое время считавшееся утраченным полотно "Спаситель Мира" /около 1500 года/, оцениваемое более чем в 190 млн долларов. До недавнего времени авторство "Спасителя Мира", как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в Национальной галерее, приписывалось "одному из последователей да Винчи". Оно было очень искажено нанесенными позднее слоями краски, и лишь после реставрации в минувшем году эксперты подтвердили подлинность картины.
Не удивительно, что экспозиция вызывает огромный интерес. По словам ее устроителей, "продано рекордное количество билетов - больше, чем на какую-либо другую выставку за всю историю Национальной галереи". Из-за столь высокого спроса планируется проведение дополнительных показов поздним вечером/ до 22:00/, а также - 1 января, в выходной день.
"Последние несколько месяцев галерея призывает желающих покупать билеты заранее, чтобы они могли воочию увидеть творения великого мастера и избежать любых недоразумений", - подчеркнул официальный представитель знаменитого института изобразительного искусства.
Рекордным стал и страховой полис выставляемых здесь шедевров - 2,4 млрд долл. Столь крупная сумма, как сообщили организаторы смотра, будет выплачена в случае нанесения ущерба или похищения картин. Вовсе не случайно на выставке приняты исключительные меры безопасности, а сами полотна находятся за экранами из сверхпрочного стекла для обеспечения максимальной защиты, в том числе от вандалов. Основной страховой полис дополняется гарантийными обязательствами правительства Соединенного Королевства примерно на такую же сумму, которая будет выплачена галерее в случае нанесения ущерба творениям великого мастера.
"Открытие экспозиции да Винчи - это огромный успех Национальной галереи, которая сумела собрать под одной крышей потрясающие шедевры одного из ярчайших представителей Возрождения", - констатирует, в частности, газета "Дейли телеграф".