Большой театр впервые блеснет всеми "Драгоценностями" Джорджа Баланчина
МОСКВА, 5 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Ослепительной в прямом смысле слова будет сегодняшняя премьера в Большом театре России. Балет ГАБТа впервые за всю свою историю представит широкой публике "Драгоценности" Джорджа Баланчина. Однако уже на генеральной репетиции, состоявшейся в минувшую пятницу, стало абсолютно ясно: новый спектакль добавил имперского блеска исторической сцене главного театра страны и, что не менее важно, показал высочайший уровень мастерства его труппы.
У автора "Драгоценностей" Джорджа Баланчина /1904-1983/ - громкая слава признанного гения ХХ столетия. Грузин по национальности /его настоящее имя - Георгий Баланчивадзе/, он родился в Петербурге, работал в труппе Сергея Дягилева, а с 1933 года в течение пяти десятилетий жил и творил в США, где создал известный на весь мир театр - Нью-Йорк Сити Балет. Постановки прославленного хореографа по сей день являются визитной карточкой труппы. В целом же наследие Баланчина насчитывает более 400 хореографических опусов.
Бесспорным шедевром в их числе значатся "Драгоценности" - бессюжетный балет, состоящий из трех частей, у каждой из которых свое название: "Изумруды", "Рубины" и "Бриллианты". Премьера спектакля состоялась в 1967 году в Нью-Йорк Сити Балете.
О том, как родился замысел "Драгоценностей", сам Баланчин писал так: "Идея нового балета в костюмах, украшенных драгоценными камнями, возникла, когда мой друг Натан Мильштейн познакомил меня с ювелиром Клодом Арпельсом. Позже я увидел потрясающие камни в его коллекции в Нью-Йорке. Конечно, я всегда любил драгоценные камни; в конце концов, я ведь восточный человек, я грузин. Я люблю цвета драгоценностей, красоту камней".
После столь откровенного признания хореограф дает профессиональный разбор своего спектакля. "Это балет в трех частях на музыку трех разных композиторов, и точно также различна их хореография, - поясняет в своих записках Баланчин. - Первая часть – "Изумруды" - поставлена на музыку Форе. Описывать сами танцы было бы скучно, так как в них нет никакого литературного содержания. Если эта часть балета вообще что-нибудь изображает, то, возможно, это мои воспоминания о Франции, Франции элегантности, комфорта, моды и духов".
Продолжая комментировать свои "Драгоценности", Баланчин отмечает: "Некоторые находили, что вторая часть - "Рубины" - изображают Америку. Но я вовсе не имел это в виду. Это просто музыка Стравинского /"Каприччио для фортепиано и оркестра"/, которую я всегда любил, и которую мы со Стравинским решили использовать, приспособив ее для ведущей пары танцовщиков, солистки и кордебалета".
Подробнейшим образом рассказывает Баланчин и о "Бриллиантах", финальной части балета, которая исполняется на музыку Третьей симфонии Чайковского.
Примечательно, что москвичам посчастливилось увидеть "Драгоценности" в первозданном виде. Случилось это в 1972 году на сцене Кремлевского Дворца съездов, где проходили гастроли Нью-Йорк Сити Балета во главе с Джорджем Баланчиным.
Понятно, что с тех пор в Москве побывали многие труппы из разных стран, которые демонстрировали собственные интерпретации знаменитого спектакля, пользующегося необычайной популярностью.
Что же касается Большого театра, то здесь к баланчинской коллекции балетных драгоценностей обратились совсем недавно - в 2010 году, поставив лишь вторую часть спектакля - "Рубины". И вот только теперь решились станцевать все "Драгоценности". Чтобы не ударить в грязь лицом, пригласили лучших репетиторов - в прошлом ведущих солистов труппы Баланчина Меррилл Эшли, Пола Боуза и Сандру Дженнингс. С Фондом Баланчина договорились об оригинальной сценографии, которую выполнила Алена Пикалова. Отличительной особенностью московской версии будут и костюмы, сшитые по эскизам Елены Зайцевой. А вот поставщик драгоценных камней все тот же, что вдохновил когда-то Джорджа Баланчина на одноименный балет - ювелирный дом Van Cleef & Arpels.
"Но главное - у нас есть свои изумруды, рубины и бриллианты", - заверил перед генеральной репетицией худрук балета Большого театра Сергей Филин и перечислил артистов, занятых в спектакле. В их числе оказались Евгения Образцова и Владислав Лантратов, Анна Тихомирова и Александр Волчков, две Екатерины - Крысанова и Шипулина, Вячеслав Лопатин, Семен Чудин и совсем юный "бриллиант" - выпускница вагановской школы Ольга Смирнова, которая всего пять месяцев работает в Большом.
А потом раздвинулся занавес, и зрители буквально ахнули от открывшейся их взору красоты. Сначала, затаив дыхание, любовались "Изумрудами", после антракта внимательно разглядывали "Рубины", а в финале пришли в неописуемый восторг от великолепия "Бриллиантов". Репетиция завершилась оглушительной овацией, что наверняка повторится и на сегодняшней премьере "Драгоценностей".