Большой театр дает последнюю оперную премьеру сезона - "Чародейку" Чайковского
МОСКВА, 26 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Под занавес сезона Большой театр подготовил поистине эпохальную премьеру. Шесть вечеров подряд, начиная с сегодняшнего, на исторической сцене ГАБТа будет безраздельно царить "Чародейка" - возвращенный из забвения оперный шедевр Петра Ильича Чайковского.
Вопреки названию, на долю "Чародейки" выпала печальная судьба. Она почти неизвестна широкой публике, ее редко ставят в театрах, а в Большом она не шла уже около полувека. Так что для нынешнего поколения зрителей "Чародейка" будет настоящим открытием.
Сюжетом для оперы послужила трагедия известного драматурга Х1Х века Ипполита Шпажинского. Основанная на древнем нижегородском предании, она рассказывает о хозяйке заезжего двора Настасье, прозванной Кумой. Никто не может устоять от ее чар. И даже местный суровый князь. О влюбленности мужа узнает супруга, а потом и сын князя - молодой княжич, который решает убить Куму. Но увидев ее, сам влюбляется до беспамятства, и чувство это оказывается взаимным. Мстить за мужа и сына берется княгиня, которая ради чести рода готова пойти даже на преступление. Отравив Настасью ядовитым питьем, она, однако, не добивается счастья. Более того, она в одночасье теряет всю свою семью: муж из ревности убивает сына-соперника, а сам лишается рассудка.
Вот такая лихо закрученная интрига, которая, впрочем, ничуть не облегчила путь оперы к зрителям. Работа над "Чародейкой" была закончена весной 1887 года. Премьера состоялась в Мариинском театре 20 октября того же года под управлением автора и имела успех. Однако в Петербурге она продержалась лишь до конца сезона и была снята с репертуара. В Большом театре ее и вовсе показали только один раз - 2 февраля 1890 года.
Вторая постановка "Чародейки" в Большом театре состоялась уже после смерти Чайковского - в 1916 году. Ее инициатором выступил дирижер Вячеслав Сук. Тот спектакль выдержал 16 представлений. И, наконец, третью и самую заметную постановку "Чародейки" Большой театр осуществил в 1958 году. Дирижером-постановщиком был тогда молодой Евгений Светланов, режиссером - маститый Леонид Баратов, а декорации создавались по эскизам народного художника СССР Федора Федоровского. Спектакль прошел 49 раз и находился в репертуаре до 1965 года.
Возродить недооцененный шедевр уже в ХХ1 веке взялась на прославленных подмостках весьма примечательная постановочная команда. Возглавил ее маэстро Александр Лазарев. Он долгие годы был связан с ГАБТом, где с 1987 по 1995 год был художественным руководителем, а ныне вернулся сюда в качестве приглашенного дирижера. И с конкретным предложением - непременно поставить "Чародейку". Эту оперу, наделенную шекспировскими страстями и потрясающую в музыкальном отношении, маэстро считает "очень благодатной для оперной труппы Большого театра".
Оформил спектакль народный художник СССР Валерий Левенталь. Он служил в Большом в течение тридцати лет / восемь из них на посту главного художника/ и внес огромную лепту в создание золотого репертуарного фонда театра - как оперного, так и балетного.
Режиссер спектакля - народный артист России Александр Титель. Более 20 лет он руководит оперной труппой Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, однако сумел неоднократно потрудиться и на пользу Большого театра.
Вместе это постановочное трио собирается уже не впервые. В 1990 году Лазарев, Титель и Левенталь выпустили в Большом премьеру опять-таки не самого популярного произведения музыкальной классики - оперу "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова. Их ждал успех. Этот яркий, сказочный спектакль любила публика в Москве и одобрили зрители на Эдинбургском фестивале.
Кстати, новая работа творческого триумвирата также вправе рассчитывать на триумф. Во всяком случае, генеральная репетиция "Чародейки" собрала сумасшедший аншлаг и завершилась 10-минутной овацией. А ведь доселе эту оперу принято было считать малоудачным произведением Чайковского. Сам же он был уверен в обратном. "Никогда с таким старанием я не работал, как над "Чародейкой", - признавался великий композитор и с надеждой добавлял: "Я знаю, что когда-нибудь она свое возьмет". Хочется верить, что это время уже пришло.