Добро пожаловать в Сан-Хавьер, или русские в Уругвае

Добро пожаловать в Сан-Хавьер, или русские в УругваеУзкая почти проселочная дорога ведет в небольшой уругвайский городок Сан-Хавьер, раскинувшийся на берегу реки Уругвая, по другую сторону которой находится Аргентина.


При въезде вас приветствует плакат с изображением русской матрешки с надписью на ломанном русском языке "Желанные в Сан Хавьер", что значит добро пожаловать. И это неслучайно. Ведь больше половины его примерно 2-тысячного населения имеют русские корни, правда, практически уже не говорят на родном языке их предков, которые оставили яркий след как в истории города, так и в масштабах страны. Одна из главных улиц Сан-Хавьера носит имя его основателя - крестьянина города Боброва Воронежской губернии Василия Лубкова, провозгласившего себя богом во плоти и царем 21-го века. Именно он стоял во главе 300 семей из религиозной секты "Новый Израиль", которые 27 июля 1913 года высадились с парохода на месте будущего города. Они прибыли в Уругвай, спасаясь от гонений в царской России.


Последователи секты принадлежали к одному из старейших внецерковных религиозных течений, возникшему в середине 17 века среди православных крестьян. В современной религиоведческой литературе их именуют хлыстами, что по разным версиям происходит от распространенного обряда самобичевания или видоизмененного слова "христы". В целом хлысты выступают за строгий аскетизм, пищевое и половое воздержание. Секта "Новый Израиль" была разновидностью хлыстовщины, в которой были отменены экстатические обряды и посещения православных служб.


Будучи в первую очередь крестьянами, русские колонисты принялись обрабатывать необжитые земли. Они начали выращивать подсолнухи, казавшиеся диковинкой местным жителям, которые вначале посмеивалась над тем, что русские сажают цветы, однако поняли, что ошибались, когда переселенцы дали им попробовать подсолнечное масло. Русские также сеяли пшеницу, делали из нее муку, и занимались пчеловодством. Вкуснейший мед продается в Сан-Хавьере до сих пор.


Колонисты строили некое подобие русских изб - дома из глины, облицованные досками и покрытые известью. Разумеется, они не дошли до наших дней. Единственный зданием, сохранившимся с тех первых времен, являет так называемый Белый дом, который, к слову сказать, находился на территории будущего Сан-Хавьера еще до приезда русских переселенцев. Им владел местный помещик Альберто Эспальтер, который и предоставил свои земли в пользование колонистов. Говорят, что в благодарность ему русские назвали свое поселение Сан-Хавьер в честь покойного сына семейства Эспальтеров.


В 1926 году часть сектантов во главе с Василием Лубковым вернулись в Советскую Россию, где они подверглись репрессиям. В Сан-Хавьере о них, пожалуй, напоминает лишь молельный дом под названием "Ла Собранья" /собрание/, где ныне изредка еще встречаются оставшиеся последователи учения секты "Новый Израиль". После отъезда сектантов в город приезжают новые волны иммигрантов. В 1929 году в городе появляется ячейка коммунистической партии Уругвая. Во время Великой Отечественной войны в Сан-Хавьере создается Комитет помощи Советскому Союзу. Жители собирают деньги и теплую одежду для отправки на фронт.


После войны в город продолжают прибывать эмигранты, но теперь уже не только из России, но и других стран. Тем не менее связь с русской землей сохраняется. В библиотеки города из Советского Союза поступают книги, во многом под влиянием которых некоторые жители Сан-Хавьера решают вернуться на историческую родину. Кроме того, у горожан появляется возможность учиться в Университете Дружбы народов. Однако во времена военного режима в Уругвае /1973-1985 гг/ его выпускников по возвращении из Москвы ожидают преследования.


Как рассказывают старожилы, в годы диктатуры Сан-Хавьер был окружен тесным кольцом солдат, которые ожидали высадки советского военного десанта с подводных лодок в городском порту и наступления на Монтевидео. Деятельность русского клуба соотечественников была приостановлена, ее видные деятели подверглись гонениям и арестам. Их преследовали лишь за "русское" происхождение, по умолчанию считая коммунистами и советскими шпионами.


Особенно трагической оказалась судьба врача Владимира Рослика, который стал своего рода символом жертв диктатуры в Уругвае. Он неоднократно подвергался арестам и в конечном итоге 16 апреля 1984 года был насмерть замучен виновниками репрессий. Его именем названа дорога, ведущая в Сан-Хавьер, а также площадь в столице Монтевидео. К тому же, в Уругвае выдвинуто предложение провозгласить 16 апреля Национальным днем борьбы с пытками.

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent