Ливийские власти нашли соратников в лице сирийской оппозиции
Похоже, новые ливийские руководители обрели в лице сирийской оппозиции достойных соратников и последователей. По крайней мере, ситуация в Сирии, за исключением факта и последствий ветирования в Совбезе ООН соответствующей резолюции, развивается вполне по ливийскому сценарию. Созданный на минувшей неделе в Стамбуле оппозицией Сирийский национальный совет в точности копирует образ повстанческого ПНС Ливии, со временем получившего признание и широкую финансовую поддержку Запада. Несмотря на принципиальное различие внутриполитических ситуаций в Сирии и Ливии, их объединяет единство конечных целей оппозиционных сил, а также успешная тактика ведения информационной войны.
Разыгранная Западом против Ливии "шахматная партия", несмотря на всю очевидность "шаха", никак не завершится "матом" - войска ПНС ежедневно заявляют о новых захваченных ими районах в Сирте, но говорить об окончательной сдаче города пока так и не приходится. Осажденный город продолжает держать из последних сил оборону, не оставляя надежду повстанцам на быструю победу. Туда сейчас перебрасываются подкрепления из соседней Мисураты. Бойцы ПНС несут тяжелые потери, однако, в минувшие сутки им удалось захватить госпиталь Ибн Сина - основной оплот защитников города и комплекс международных форумов "Уагадугу", в котором располагался штаб войск Каддафи. Силам ПНС удалось подойти вплотную к центральным районам Сирта. Однако бойцы пока не переходят к активным наступательным операциям, снова и снова давая возможность мирному населению покинуть город.
Кроме того, войска Совета вынуждены были сегодня вновь отступить из Бани-Валида в южный пригород Шеммих. Как сообщил полевой командир Хасан ар-Рашиди, отряды понесли большие потери и вынуждены были оставить занятый ими накануне местный аэропорт. Арабские телеканалы сообщают о 17 погибших мятежниках. В настоящее время идет перегруппировка сил для начала нового наступления на этот стратегически важный город, который по-прежнему остается в руках верных полковнику Каддафи формирований.
В Сирии, тем временем, идут аресты противников режима в охваченном волнениями Хомсе и окрестностях Дамаска. В городах Латакия и Алеппо задержаны учащиеся ряда учебных заведений, которые проводили акцию протеста. Ее участники требовали прекращения репрессий и ухода Башара Асада с поста президента.
Поступают сведения о новых вылазках экстремистов. Так, при подъезде к городу Хама, где орудуют группы вооруженных боевиков, попал в засаду военный патруль. Террористы убили девять человек. Информационное агентство САНА сообщает о большом числе солдат и полицейских, подвергшихся нападению в неспокойных провинциях Хама, Хомс и Идлиб. Все они были госпитализированы с ранениями.
Армейские спецподразделения продолжают прочесывать пограничную с Турцией горную местность Джебель-эз-Завия - основной очаг мятежников, связанных с запрещенной в стране группировкой "Братья-мусульмане". По некоторым данным, там прячутся также военнослужащие, дезертировавшие из рядов вооруженных сил.
В Египте накануне произошли самые кровопролитные с момента отставки президента Хосни Мубарака 11 февраля столкновения, поставившие под угрозу не только завоевания "революции 25 января", но и само существование толерантного к другим конфессиям государства. В стране, где 10 процентов населения исповедует православие, представляя одну из самых древних ветвей христианства, вспыхнули столкновения коптов с силами безопасности. Число погибших достигло 36 человек, среди жертв беспорядков в центре Каира - немало военнослужащих.
Власти страны оказались в очень щекотливой ситуации, когда любое обвинение в адрес одной из сторон конфликта может обернуться самыми непредсказуемыми последствиями для всех египтян. С одной стороны, задеты интересы армии - силы, пользующейся безусловной поддержкой и авторитетом в обществе, и в то же время, подвергающейся критике за "узурпацию" власти. Последние события даже вынудили Высший совет вооруженных сил арабской республики вновь подтвердить сегодня приверженность срокам передачи власти в стране гражданским лицам без каких-либо задержек.
С другой стороны, пострадали копты - наиболее уязвимая часть населения страны, которая постоянно заявляет об ущемлении своих прав со стороны мусульманского большинства. Конфликт вокруг разрушенной церкви на юге Египта, которая, по версии властей, возводилась без официальных на то разрешений, привел к десяткам человеческих жертв в Каире, обнажив огромный пласт нерешенных проблем во взаимоотношениях представителей разных религий в Египте и угрожая столкнуть страну в жерло гражданской войны. "Масла в огонь" сегодня неоднократно подливали местные СМИ, рассуждая о том, что похороны погибших выльются в новые столкновения. Но пока ситуация остается более-менее спокойной.
Премьер-министр Египта Исам Шараф в ночном обращении к нации поспешил успокоить египтян, заверив, что произошедшее на Масперо - районе на набережной Нила, где расположено здание гостелевидения, - ни в коей мере не является религиозными столкновениями, но стало "результатом вредоносного заговора" третьих сил. Кто именно стрелял в людей, непонятно. По одной из версий, огонь по протестующим открыли военнослужащие, призванные охранять телецентр. По другой версии, сами протестующие начали стрелять в солдат из оружия, захваченного ранее у армейцев. Ясно пока только одно - против людей было применено огнестрельное оружие, раны погибших и большинства пострадавших свидетельствуют именно об этом, причем многие жертвы скончались от полученных ранений в голову. Пока активно муссируется версия о неких третьих силах, стрелявших по людям. Обвиняют "бальтагию" - неизвестных бандитов из числа тех, кому выгодна дестабилизация обстановки в стране, вновь заговорили о снайперах. Впрочем, бальтагия и снайперы - излюбленная тема обсуждений в Египте, когда нужно найти виновных. В любом случае, скорейшим расследованием всех обстоятельств "событий Масперо" займется специально созданная комиссия, а в центре Каира пока в ночные часы - с 2 ночи до 7 утра - действует комендантский час, ограничено передвижение людей и машин через площадь Тахрир и прилегающие к ней улицы.