В России и Германии выразили недоумение публикацией российским издательством романа Геббельса
МОСКВА, 13 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Елена Дорофеева/. Публикация в России книг нацистских преступников может создать почву для неонацизма. Такое мнение в интервью ИТАР- ТАСС выразили общественные деятели России и Германии в связи с выходом в российском издательстве "Алгоритм" в серии "Проза великих" романа Геббельса.
Берлинский политолог Александр Рар недоумевает, "зачем в России понадобилось публиковать Геббельса". "Подобные публикации не имеют научной выгоды - нацистское прошлое ведь досконально изучено историками. Они только могут послужить правым группировкам, которые могут раздуть из этих публикаций некий культ", - отметил Александр Рар. "В Германии книги нацистов печатать и публиковать их работы строго запрещено. Это карается законом. В Германии не хотят создавать почву для появления неонацизма", - заметил политолог.
По мнению директора Института всеобщей истории Российской академии наук Александра Чубарьяна, подобные книги могут публиковаться не для массового читателя, а только для узкого круга специалистов в специальных научных изданиях. "В этом деле есть этическая проблема - насколько вообще можно публиковать произведения людей, которые оставили мрачный след в истории человечества, тем более преступников", - сказал историк, напомнив, что деятельность Геббельса была осуждена судом военного трибунала. "Даже для специалистов подобные книги нужно издавать с обширным предисловием и комментариями. Сегодня массовый читатель может даже не знать, кто это, что за ним стоит", - заметил Чубарьян.
"В принципе, для специалистов это даже интересно - посмотреть как формировались корни людей, которые стали преступниками. Но это не для массового читателя. Всегда надо помнить негативный воспитательный эффект такой возможной популяризации", - убежден историк. Он также напомнил о недостаточно большой исторической дистанции. "Это ведь не наполеоновская эпоха. Еще живы люди, для которых это не просто руководители нацистского государства, а преступники, ввергнувшие мир в страшную войну", - отметил директор Института всеобщей истории.
"Россия может и должна, как и любая другая страна, осознанно выбирать, какие идеи подлежат распространению, а какие нет. Полный идеологический нейтралитет государства - это фантом, придуманный для того, чтобы более тонкими, чем примитивная цензура, средствами, регулировать поток идей лишь внешне нейтральный, а на самом деле ясно сфокусированный", - считает известный общественный деятель протоиерей Всеволод Чаплин - руководитель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата.
"Нам до такого лицемерия доходить не надо. Наше общество и наша власть имеют право сказать, что есть идеи полезные и вредные, конструктивные и разрушительные, помогающие созидать здоровое мирное нравственное общество или приводящие к чудовищным преступлениям", - отметил Чаплин. Он напомнил, что и сейчас существуют "некоторые радикальные идеологии - левацкие, псевдоисламские, те же нацистские". "И нужны ясные решения, которые бы делали бы невозможной романтизацию образа людей, связанных с подобными идеями, в том числе публичную раскрутку этих личностей", - заметил Всеволод Чаплин.
На обращение ИТАР-ТАСС за разъяснениями генеральный директор издательства Сергей Николаев заявил, что причиной, побудившей издательство к таким публикациям /ранее оно опубликовало книги Муссолини/ было стремление добиться, "чтобы в России не запрещались никакие книги". А на вопрос, что он почерпнул из романа Геббельса о его личности, издатель заметил, что сам "романов не читает". "Мне, собственно, на Геббельса наплевать. Мне важно, чтобы у нас не запрещались никакие книги", - сказал Николаев.