Греф считает, что В России есть большие резервы, хороший источник - дальнейшая приватизация
Однако "недопустимо разовые поступления в бюджет от продажи госсобственности пускать на текущие расходы", считает Греф. "Их нужно вкладывать в новые инвестпроекты. Таким образом, мы создадим постоянные источники налоговых поступлений, и вот их уже можно тратить на что угодно", - говорит он.
У России почти нет долгов, минимальный дефицит бюджета, но "вы забыли про отток капитала" - "мы по инвестклимату находимся во второй сотне государств", напоминает глава Сбербанка.
Греф рассказал, что дочерняя компания Сбербанка - StrategyPartners совместно с Давосским экономическим форумом провела исследование и составила 12 пунктов, по которым в России нужны изменения. "Самый главный - это качество работы институтов. Судебная система, госведомства, службы, правоохранительные органы. Второе - это инфраструктура. Качество дорог, портов, железных дорог, линий связи, электричества. Третье - это макроэкономическая стабильность. С одной стороны, она у нас есть, но отсутствие долгов, минимальный дефицит бюджета нивелируется зависимостью от цен на нефть. Четвертое - это качество дошкольного и школьного образования. Пятое - это состояние высшего образования. Шестое - это здравоохранение". И "есть еще шесть факторов конкурентоспособности, которые тянут нашу экономику вниз, а должны стать основой для роста", сообщил Греф.
По его словам, "есть еще серьезный, глобальный вызов, который стоит перед нами, - демографический спад" - "у нас, начиная с 2012 года, резкое снижение занятых в экономике и рост количества пенсионеров... При такой демографии странам очень редко удается демонстрировать темпы экономического роста".
Греф, в 2000-2007 возглавлявший Министерство экономического развития и торговли, говорит, что для него "одна из самых важных ценностей - это свобода. В том числе и в выражении своих мыслей". Он вспоминает, что "работая в правительстве, никогда не скрывал своей точки зрения" и что "никогда, будучи президентом, Владимир Владимирович Путин не закрывал нам рот и не заставлял нас говорить что-то иное, чем то, что мы думаем".