Из-за роста цен на электроэнергию нефтегазовые компании ХМАО начинают строить собственную генерацию. Это позволяет экономить деньги, но в перспективе может дестабилизировать всю тюменскую энергосистему. "Мы обеспокоены тенденцией ввода собственной
В результате "энергетической самоизоляции" крупных добывающих компаний единая энергосистема Урала может перестать существовать. Фото: Татьяна Андреева
С начала года увеличение стоимости электроэнергии для предприятий нефтегазового сектора УрФО существенно превысило декларируемые правительством 15 процентов. Растущие затраты заставляют акционеров ямальских и ханты-мансийских компаний принимать решения о строительстве собственной генерации.
Однако в недалекой перспективе такой процесс может серьезно дестабилизировать всю тюменскую энергосистему. Эту проблему на заседании совета по экономической политике при уральском полпреде с участием министра энергетики РФ Сергея Шматко обсудили губернаторы уральских регионов, представители "нефтянки" и энергетической отрасли.
В начале "нулевых" энергетики всерьез говорили об угрозе "креста Чубайса" - ситуации, когда энергопотребление растет, а мощности выбывают. В 2011 году появился новый "крест": кривая роста цены на электроэнергию пересекла практически прямую стоимости автономной генерации и ушла дальше вверх. В обсуждении проблем нефтегазового сектора сегодня все чаще звучит термин "самоизоляция": предприятию оказывается выгоднее построить электростанцию для собственных нужд и с "большой энергетикой" дел больше не иметь.
Нефтегазовый сектор потребляет более 80 процентов электроэнергии всей тюменской системы. За растущим спросом стремятся и цены: по оценке самих нефтяников, Западная Сибирь - одна из немногих территорий России, где индекс роста цен на энергоресурсы стабильно выражается двузначными цифрами. Например, в текущем году он составил в среднем 22 процента. По словам Михаила Слободина, исполнительного вице-президента одной из компаний добывающего сектора, основную накрутку дают сетевые компании (на их долю приходится порядка 37 процентов), еще на 26 процентов увеличивает цену дорожающее топливо. В итоге получился тот самый "крест".
- В 2011 году случился исторический прецедент: стоимость электроэнергии из единой энергосистемы превысила стоимость альтернативной, - говорит Слободин. - Если ситуация не изменится, то инвестиции в развитие собственной генерации станут значительно более прибыльными, чем вложения в наш основной бизнес.
По его оценке, строительство собственной электростанции обойдется предприятию в десять миллиардов долларов.
С оценкой коллеги согласились представители других нефтегазовых компаний региона. По словам Владимира Богданова, генерального директора одной из них, рост цены на электроэнергию для его предприятия составил практически 50 процентов.
- Конечно, мы много занимаемся повышением энергоэффективности, однако если тенденция сохранится, то разработка месторождений станет убыточной, - отметил он.
Процесс самоизоляции уже начался, и остановить его будет трудно, считают нефтяники. В первом квартале текущего года потребление на оптовом рынке снизилось на три процента в сравнении с уровнем прошлого года. Общий объем потребления электрической энергии с учетом розничного рынка "усох" на процент. Это при том, что в последние десять лет - даже в кризис - потребление здесь стабильно росло. Конечно, определенные плоды приносит и региональная программа энергосбережения, однако эксперты склонны связывать изменившуюся статистику с первыми пусками изолированных объектов. По их прогнозам, к 2020 году примерно половина всей вырабатываемой в регионе энергии придется на автономные источники. Но при этом избыточная мощность коммерческой генерации составит порядка девяти гигаватт. Огромные излишки появятся и у "большой генерации". Сегодня самые молодые в УрФО электростанции тюменской энергосистемы загружены суммарно на 88 процентов. К 2020 году их загрузка может упасть до 35 процентов, возможно, часть мощностей придется законсервировать.
По самым сдержанным экспертным оценкам, отказ "нефтянки" от услуг Тюменьэнерго и Федеральной сетевой компании неизбежно приведет к росту цены для малого и среднего бизнеса, бюджетной сферы и сельского хозяйства более чем на 20 процентов. Пессимистический прогноз подразумевает увеличение тарифов в два-три раза.
Сетевые компании признают: массовое строительство автономной генерации - не выход.
- Что же, нам теперь и бензин каждому для себя производить? - задается риторическим вопросом Евгений Крючков, генеральный директор компании, являющейся гарантирующим поставщиком.
По словам Евгения Крючкова, рост сетевой надбавки обусловлен рыночными факторами, среди которых на первом месте - либерализация рынка.
Чтобы остановить процесс самоизоляции, считают и энергетики, и нефтяники, необходимо менять модель оптового рынка, стимулировать вывод из эксплуатации неэффективных генерирующих мощностей, снижать инвестиционную нагрузку на потребителей со стороны сетевых компаний и ликвидировать перекрестное субсидирование.
По словам Василия Никонова, директора департамента электроэнергетики Минэнерго РФ, рабочая группа министерства уже трудится над новой концепцией оптового рынка, в основу которой ляжет переход к одноставочной модели продажи электрической энергии. А на региональном уровне эта тема нуждается в пристальном внимании властей.
- Органам власти субъектов РФ необходимо срочно разработать комплекс мер, - распорядился полпред президента в УрФО Николай Винниченко. - В частности, нужны мероприятия по сокращению "перекрестки", придется пересмотреть договоры "последней мили" и создать план поэтапного выхода крупных потребителей на оптовый рынок. Также предлагаю рассмотреть возможность изменения положений тарифного регулирования на всех этапах - от оптового рынка до сетевого хозяйства.
Комментарии
Сергей Шматко, министр энергетики РФ:
- Мы обеспокоены тенденцией ввода собственной генерации компаниями нефтегазового сектора - это очень болезненно для экономики. Допустить массовое развитие этого явления мы никак не можем. Я предлагаю создать рабочую группу и в режиме реального времени отслеживать процесс. Пока заинтересованным сторонам необходимо как можно быстрее направить в министерство энергетики свои предложения по выходу из этой ситуации.
Наталья Комарова, губернатор Югры:
- В конечной цене электроэнергии для потребителей порядка 74 процентов приходится на федеральную составляющую. Мы занимаемся анализом инвестиционных программ энергетиков. Предложили нефтяным компаниям совместно с правительством округа, ФСК и МРСК заключить соглашения о сотрудничестве. Нам придется искать общий язык, потому что обе отрасли - и "нефтянка", и производство электроэнергии - для автономного округа крайне важны. Если возникнут противоречия, которые мы не сможем самостоятельно преодолеть, необходимо рассмотреть их на площадке министерства энергетики России.