В Пушкинском музее открылась выставка голландского группового портрета
Норберт Мидделкооп, сотрудник Амстердамского музея:
- Вершиной жанра голландского группового портрета является «Ночной дозор» Ребрандта. К сожалению, привезти сюда эту картину не было возможности. Но здесь представлены работы его самых талантливых учеников: Экхаута и Флинка. Для выставки в Москве мы отобрали лучшие из имеющихся в нашем музее картин этого жанра.
Вадим Садков, куратор выставки:
- Это Бартоломеус ван дер Хелст, современник Рембрандта, художник, которого с точки зрения гонораров ценили больше, чем Рембрандта. Он создает портреты регентов женского воспитательного дома.
Групповой портрет считается характерным голландским жанром. Его расцвет совпал со временем экономического подъема в стране. Торгово-промышленная элита заказывала подобные картины для украшения общественных зданий. Но при этом каждый портретируемый платил за свое изображение сам.
Норберт Мидделкооп, сотрудник Амстердамского музея:
- Вот, например, на картине Флинка изображены стрелки, но это не вся рота, а только те, кто пожелал заплатить за свое изображение. И на таких портретах мы не найдем главного героя, лидера. Композиция строилась таким образом, чтобы все были равны.
Среди главных заказчиков подобных работ - стрелковые роты, которые выполняли в те годы роль полиции, и попечители благотворительных заведений.
Татьяна Ларионова, корреспондент:
- Заказчиками групповых портретов были общественные организации, корпорации, гильдии. Поэтому герои изображались с профессиональной атрибутикой, а зачастую и вовсе за служебным занятием. Например, на картине Экхаута мы видим за рабочим столом членов гильдии бондарей и сборщиков винных налогов.
Практически ни одного героя здесь нет с пустыми руками. Кто держит счеты, кто саблю. Кому-то и вовсе досталась вяленая селедка. Вслед за художниками большое внимание атрибутике, в основном военной, уделили и создатели московской выставки.
Вадим Садков, куратор выставки:
- Нам показалось чрезвычайно важным показать зрителям образцы голландского оружия, как огнестрельного, так и холодного. Вот это, например, мушкет начала 17 столетия, богато инкрустированный, с различными занимательными сценками. И как раз на картине мы видим похожий парадный мушкет.
Чтобы привлечь к голландской живописи внимание молодежи, на выставке установили мультимедийное оборудование.
Марина Лошак, директор ГМИИ имени А.С.Пушкина:
- Вот здесь 5 вещей представлены. Нажимаем и видим, что это за вещь, как она называется. Нажимаем сюда и видим особенности одежды этого человека. Нажимаем здесь и видим информацию про стул, как он был устроен.
Возможно, в скором времени подобную систему установят и в залах с постоянной экспозицией. Но пока она есть только на этой выставке, которая открыта для публики до 19 января.
Татьяна Ларионова, Дмитрий Виноградов
Москва