Наби АБДУРАХМАНОВ: Самое главное в театре - искренность
Один из старейших детских театров мира, первый в Средней Азии театр для детей в этом году отметил свой 85-й день рождения. Бывший русский ТЮЗ, а ныне – Молодежный театр Узбекистана - один из самых любимых у жителей республики. Уже четвертый год подряд его художественный руководитель, заслуженный деятель искусств Наби Абдурахманов проводит единственный в стране международный театральный фестиваль "Theatre.uz". О самом смотре, своем знаменитом театре и творческой дружбе с российскими коллегами режиссер рассказал в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС.
- Наби Каюмович, "Theatre.uz" является единственным международным смотром драматических театров в Узбекистане. Расскажите о целях и задачах этого фестиваля.
- Именно потому, что фестиваль является единственный подобным проектом в республике, мы стараемся представить на нем как можно больше интересных спектаклей из самых разных стран. Хотя мы позиционируемся как Молодежный театр, для участников нашего смотра нет возрастных ограничений. Но когда мы задумывали этот проект вместе с председателем фонда "Форум культуры и искусства Узбекистана" Гульнарой Каримовой, то сразу определили его цель – дать возможность молодым артистам проявить себя. Тем самым, мы помогаем молодежи приобрести контакты для дальнейших совместных проектов, даем ребятам возможность окунуться в международную театральную жизнь. Это очень важно. Вот в кино все просто – вышел фильм, дали "Оскар", купил пиратскую копию, и ты в курсе всех новинок. А в театральном искусстве это невозможно, поэтому так важно проводить подобные международные форумы, позволяющие зрителям ощутить это общее мировое театральное движение.
- На фестиваль Вы регулярно приглашаете иностранных артистов, а также коллективы из РФ и русские театры из зарубежных стран. В прошлом году участвовал театр из Омска с постановкой "Ромео и Джульетта", а какие спектакли привезли в этот раз участники из нашей страны?
- В этом году к нам приехал петербургский театр-фестиваль "Балтийский дом". Вообще, надо сказать, это удивительный театр, это бывший ленинградский Ленком, второй по величине театра СССР, если помните. Его нынешний гениальный директор Сергей Шуб сделал в нем помимо театра еще и ряд фестивалей, куда регулярно съезжаются лучшие труппы из стран Балтии. При этом Молодежный театр Узбекистана – их постоянный гость. Они нас уже называют брендом "Балтийского дома", потому что с 2001 года мы регулярно участвуем на их замечательном форуме русских театров стран СНГ и Балтии "Встречи в России". Плодами такого тесного сотрудничества стали наши совместные спектакли: "Притча о любви дарованной" и "Насреддин.love.ru", которые по сей день числятся в репертуаре. А на следующих "Встречах в России" мы планируем показать свою последнюю работу – постановку "Хеппи энд". Ее премьерой и открылся в этом году фестиваль "Theatre.uz". А "Балтийский дом" у нас представит замечательный спектакль "Ты, я…". Он впечатляет своей простотой и доступностью понимания. Сама пьеса Ильи Члаки имеет советскую тематику. Это история одного мужчины, такого мужика-нытика, несостоявшейся личности, неспособной к любви и пониманию, в общем, достаточно типичный случай в нашей жизни. Кроме того, на смотре выступит камерный драмтеатр из Вологды под руководством Якова Рубина. Режиссер представит спектакль "Классика.ру". С этим коллективом я не был ранее знаком, но мне их рекомендовала известный критик Нина Мазур. Она много ездит, отбирает интересные спектакли, в курсе всей театральной жизни. Кроме того, о них я читал в журнале "Страстной бульвар". Потом у этого коллектива сейчас сложное положение, и мы хотим его поддержать, дав возможность выступить как-никак за границей.
- Расскажите о Молодежном театре Узбекистана. Что изменилось в его жизни за последние десятилетия? В чем заключается концепция и каково художественное направление?
- Мы – русский театр, и это принципиально. До 1998 года мы назывались Русским театром юного зрителя, русским ТЮЗом, потом произошли изменения, и мы стали Молодежным театром Узбекистана. Но, естественно, мы не могли оставить русскоязычную публику Ташкента без детского театра на русском языке. Кстати, в России мне всегда говорят, что у меня прекрасный русский язык. Я всегда говорю, что понятия "русский театр", "школа русского театра" уже давно не принадлежность стране, а один из величайших подарков России всему миру, и мы все на этом выросли. Первым подарком нашему коллективу стали декорации и костюмы от московского театра Мейерхольда, который в 1928 году гастролировал в Ташкенте и в помощь только что открывшемуся коллективу, оставил эти, теперь уже, артефакты. Когда мы отмечали 75-летие, я обратился к Фокину, и он мне прислал портрет Мейерхольда с надписью: "Портрет мастера, театр которого сыграл роль в жизни Молодежного театра".
- Как Вы сами сказали, Молодежный театр – частый гость в России. Расскажите о своих творческих контактах с коллегами из нашей страны.
- Действительно у нас очень хорошие связи с Россией. Владимир Путин наградил меня "медалью Пушкина" за вклад в русскую культуру, за ее пропаганду. А в этом году мы получили премию Кирилла Лаврова,, а также нас называют одним из лучших русских театров за рубежом. Когда, после встречи Калягина с Путиным открылся Центр поддержки таких театров при Союзе театральных деятелей, то одним из его первых проектов были гастроли нашего театра в Омске, Новосибирске и Барнауле. И это были шикарные гастроли, мы возили три спектакля, публика встречала нас великолепно. Мы до сих пор с ними дружим. Жаль, что сейчас стало трудно такое организовывать, а так бы хотелось, чтобы этот проект развивался и двигался вперед. Это очень нужно.
- Какой Ваш любимый русский театр?
Однозначно Ленком. Сам Марк Захаров мне очень близок, его эстетика и безупречный вкус.
- На какие принципы Вы опираетесь в своей творческой деятельности?
- На принципы, заложенные Станиславским, Вахтанговым, Марией Иосифовной Кнебель, Жаном-Луи Барро. И их книги – мои настольные и главные для меня.
- А что для Вас самое главное в театре?
- Я отвечу просто – искренность. Ведь на сцене надо делать только то, что тебя искренне волнует, и не надо гнаться за сверхоригинальностью, быть лучше, интереснее, зрелищнее, чем другие. Все люди живут одинаковыми болями и радостями, но переживание у каждого свое, и если ты все делаешь искренне, то зал это почувствует и всегда тебе ответит.
Беседовала Валерия Бабушкина
/Корр. ИТАР-ТАСС/