Дом Стройбюро могут разрушить вместе с уникальной росписью

00:00 / 00:07
SD HD
HD .mp4 Высокое качество
SD .mp4 Среднее качество
Поделиться [/url] [url=javascript:void(0)]
ТАСС ТВ

За этот дом в подмосковном Королеве сейчас идет настоящая война между застройщиками и градозащитниками. В результате «боевых действий» здание уже сильно пострадало. Таким оно было еще в конце сентября, а эти фотографии в 30-е годы прошлого века облетели все зарубежные журналы. Дом Стройбюро показывали интуристам как часть уникального экспериментального комплекса Болшевской трудовой коммуны, где перевоспитывали преступников.

Мария Миронова, председатель Королевского отделения ВООПИиК:

- Болшевская трудовая коммуна была своеобразной визитной карточкой Советского Союза. Коммуну показывали Нобелевским лауреатам Бернарду Шоу, Андре Жиду, Нильсу Бору.

Евгений Соседов, председатель совета Московского областного отделения ВООПИиК:

- В сентябре Московским областным отделением ВООПИиК в министерство культуры Московской области была отправлена заявка о включении этого комплекса в перечень объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Министерство согласилось с тем, что эти объекты имеют такую ценность. В соответствие с федеральным законом любые действия, которые могут нанести ущерб данному памятнику, запрещены.

Выяснилось также, что кроме мемориальной дом имеет и высокую художественную ценность. В начале ноября местный краевед нашел здесь настенные росписи времен советского авангарда.

Евгений Рыбак, краевед:

- Я фотографировал потолок, обернулся и как раз на арках мостов взгляд у меня остановился. Начал фотографировать. Сын из соседней комнаты прибежал, закричал: папа, там люди! В этой комнате заваленной контуры людей на стене явно были видны.

Оказалось, на первом этаже Стройбюро был дом культуры, стены которого расписал художник Василий Маслов. Окруженный индустриальными пейзажами Владимир Ленин призывает бывших заключенных к труду и самосовершенствованию. По мнению искусствоведов, это шедевр, достойный Третьяковки.

Константин Маслов, реставратор:

- Я ничего подобного не видел. Это такой авангард 20-х годов. Прямо на стенке. Причем это талантливый художник, его на самом деле Горький с Луначарским выделили. Притом что это самородок. Там легкая кисть, а какие цвета! Композиция! Что вы!!!

Казалось бы, теперь памятник конструктивизма, дом Стройбюро точно сохранят и будут, как и в 30-е годы, водить сюда туристов. Но вдруг со зданием стали происходить невероятные вещи.

Евгений Соседов, председатель совета Московского областного отделения ВООПИиК:

- Началась серия погромов сначала, а затем начались поджоги. Их было восемь.

Защитники дома утверждают: застройщик, который рассчитывает на этом месте построить многоэтажку, устраивал поджоги сам. Чтобы потом якобы в целях тушения огня потихоньку рушить здание. Строители возражают: они просто помогали пожарным,  «аккуратно» расчищая проходы.

Сергей Потапов, руководитель службы заказчика:

- Пожарные опасались за свою жизнь. Было сказано, что необходимо делать им проходы, чтобы они могли заходить и тушить. Так как у нас здесь был экскаватор подготовлен к сносу и стоял, обратились к нам.

 Евгений Рыбак, краевед:

- То, что полностью по всей площади здания на 3-4 этажах произошло возгорание, говорит о том, что это поджоги были. И сами пожарные говорили, что стены облиты горючей жидкостью. Просто разрушение дома происходило под видом тушения. Здесь и на экскаватор женщина «прыгала», и из Министерства культуры приезжали - предписание выдавали, чтобы остановили погром. Ничего не действовало.

Члены Архнадзора и местного отделения Всероссийского общества охраны памятников дежурили у дома круглые сутки. Они уверяют: сначала здесь работали настоящие пожарные, а затем переодетые строители делали вид, что тушат.

 –Простите, а вы из какой пожарной части, можете сказать? - Нет.

В данный момент вся надежда на результаты историко-культурной экспертизы, которая может признать дом объектом культурного наследия. Вердикт будет вынесен уже совсем скоро. Однако и застройщик, и защитники предпочитают не ждать, а действовать.

Татьяна Ларионова, корреспондент:

- В этой комнате, окна которой забиты фанерой, работают реставраторы. Они пытаются спасти художественную роспись и надеются на спасение всего дома. А рядом с ними трудятся строители компании-застройщика, которая надеется, что уже в ближайшее время им позволят завершить снос дома.

Так как судьба дома висит на волоске, роспись решили снять со стены.  Реставраторам, которые работают, что называется, на голом энтузиазме, дали на это всего две недели.

Константин Маслов, реставратор:

-  Нам некуда отступать. Нам настолько жалко эту живопись. Сейчас провели укрепление штукатурной основы многократными пропитками на тяжелом растворителе. Затем мы армировали живописную поверхность. И после этого мы можем фрагментами, подрезая штукатурку, постепенно отделять эти изображения.

Снятую роспись под названием «Ленин» отдадут на реставрацию студентам Строгановки. Однако куда же вождь без пролетариата?! В соседней комнате под завалами находится еще одно произведение Маслова под названием «Рабочий класс».

Константин Маслов, реставратор:

-Нужно волевое решение, просто нужно аккуратно разобрать. Нужно поднять обвалившееся перекрытие, а потом руками разобрать. Есть волонтеры, которые готовы бескорыстно это делать, ради спасения замечательного памятника.

Представители компании-застройщика признаются: художественную ценность росписей они оценить не могут. Зато хорошо разбираются в подписанных администрацией договорах на строительство.

Сергей Потапов, руководитель службы заказчика:

- Был заключен инвестконтракт с администрацией города Королева. Были пройдены все согласования, получили все разрешения. В инвестконтракте было прописано четко: для того чтобы нам разрешено было строить, необходимо расселить жильцов дома 2-34, после чего произвести снос и на месте производить строительство следующих домов.

Жителей этого дома переселили в новую многоэтажку в сентябре, но документы на квартиры обещали выдать только после завершения сноса. И в случае признания объекта памятником культуры заказчик может выселить людей на улицу.

Клавдия Волынкина, жительница дома:

-Наконец мы эту квартиру дождались, и вдруг мне объявляют, что нас выселять! Почему выселять?? Исторический дом! А где были раньше историки? Я три недели плакала, радовалась квартире. Думала, а неужели так можно жить? А теперь нас на выселение! Потому что появился у нас тут ВООПИиК, надо восстанавливать этот дом!

Сотрудники ВООПИиК понимают: жители оказались заложниками ситуации.

- А если вам оставят квартиру, тогда вы согласны, чтобы дом тоже оставили?

- Нет! Снести! Почему? А потому что получается, что у нас Королев весь исторический!

Но историки намерены бороться до конца. И первоочередная задача - успеть снять со стен оба изображения. Далее – отстоять дом Стройбюро. Программа-максимум - добиться охранного статуса для всего комплекса Болшевской трудовой коммуны, в который входят несколько зданий 1930-х годов. Министерство культуры Московской области обещало оказать активистам всяческую поддержку. Ждут они и помощи от губернатора.

Татьяна Ларионова, Максим Зайцев

Москва

 

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent