В США утеряны около 70% немых фильмов, снятых с 1912 по 1930 годы
ВАШИНГТОН, 4 декабря. Из-за недостаточного ухода утеряны около 70% оригиналов немых фильмов, снятых в США с 1912 по 1930 гг. К такому выводу пришли специалисты Библиотеки Конгресса США, опубликовавшей доклад о положении дел в этой области.
Эксперты в течение двух лет изучали кинематографические архивы и выяснили, что из 11 тыс. художественных немых фильмов, снятых в начале XX века, только 14% сохранились в оригинале. Еще от 11% кинокартин остались иностранные версии или копии более низкого качества.
"Утерянные немые фильмы, снятые в США, - невосполнимая потеря для культурного наследия нашей страны", - заявил директор Библиотеки Конгресса Джеймс Биллингтон, принимавший участие в составлении доклада.
К счастью для кинолюбителей, в архивах Библиотеки Конгресса и Нью-Йоркского музея современного искусства до сих пор хранятся оригиналы классических картин, в которых играли легенды немого кино - комик Бастер Китон, актриса кино и театра Мэри Пикфорд и великий Чарли Чаплин. Однако эксперты отмечают, что на каждый "спасенный" фильм приходятся около шести безвозвратно утерянных оригиналов. Среди подобных потерь есть и такие знаковые картины, как "Клеопатра" 1917 г., "Великий Гэтсби" 1926 г., "Патриот" 1928 г., а также фильм "Лондон после полуночи", главную роль в котором исполнил выдающийся американский актер Лон Чейни, получивший прозвище "Человек тысячи лиц" за свое неповторимое умение перевоплощаться до неузнаваемости.
Столь большое количество утерянных картин объясняется тем, что киностудии не уделяли старым фильмам должного внимания. Копии и негативы картин уничтожались, а оригиналам не обеспечивался необходимый уход. Компании Paramount Pictures, ведущей киностудии того времени, удалось сохранить лишь 29% из своих 1 тыс. 222 немых фильмов. Программа по защите старых картин появилась в компании только в 80-е годы.
Однако не все компании демонстрировали такое пренебрежительное отношение к своим ранним работам. Киностудия Metro-Goldwyn-Mayer сберегла 68% своих немых фильмов. Компания обнаружила, что телеканалы и кинотеатры охотно берут старые фильмы, и инвестировала значительные средства в сохранение немых фильмов.
Эксперты надеются, что оригиналы некоторых немых фильмов еще можно найти в частных коллекциях или зарубежных архивах.