Поклонники Фаины Раневской празднуют 115 день рождения великой актрисы
До сих пор вся страна - от мала до велика - повторяет ее уморительные реплики из "Подкидыша": "Муля, не нервируй меня". Не случайно, что сегодня эта картина будет показана на телеканале "Россия-Культура". Нельзя не восхищаться и ее героинями, созданными в таких популярных фильмах, как "Пышка", "Свадьба", "Человек в футляре", "Весна", "Золушка" и других. И хотя Раневской чаще всего доставались эпизодические, почти бессловесные роли, она не умела молчать на экране. Наделенная незаурядным чувством юмора, Фаина Георгиевна сама придумывала такие остроумные тексты для своих персонажей, что зрители по сей день смеются над ними до слез.
Но она могла играть и серьезные роли. К примеру, ее Роза Скороход из социально-психологической драмы Михаила Ромма "Мечта" потрясла даже Америку. В Белом доме картину видел президент США Рузвельт, который сказал после просмотра: "На мой взгляд, это один из самых великих фильмов Земного шара, а Раневская - блестящая трагическая актриса.
Сейчас в это трудно поверить, но в свое время Раневскую не приняли ни в одну из театральных школ. Экзаменаторы сочли абитуриентку неуклюжей, смешной, некрасивой. Но что обиднее всего - бездарной. Вердикт был суров и, как выяснилось, несправедлив - просто талант Раневской оказался настолько неординарен, что не вписывался в привычные рамки.
Кстати, Раневская - это псевдоним великой актрисы. Не трудно догадаться, что заимствован он из чеховской пьесы "Вишневый сад". Существует легенда, что однажды по дороге домой у Фаины Фельдман /ее настоящая фамилия/ из сумочки выпали деньги. Их подхватил ветер, а она лишь рассмеялась и сказала: "Как красиво они летят!" Ее спутник тогда заметил: "Фаина, Вы совсем как Раневская!" Так и закрепилась за ней эта фамилия.
Театр она обожала. Своим учителем считала Станиславского, хотя никогда у него не училась. Работала в разных труппах, но дольше других - в Театре имени Моссовета.
Последние годы Раневская жила в небольшой квартирке в Южинском переулке. В ее доме не было роскошных вещей, самыми ценными считала хозяйка портреты и фотографии дорогих ее сердцу людей. Лица Маяковского, Цветаевой. Пастернака, Ахматовой, Качалова смотрели со стен ее комнаты. Автограф Дмитрия Шостаковича был плотно прикрыт полоской бумаги. "Фаине Раневской - самому искусству", - написал великий композитор. Но та, которой были адресованы эти слова, всегда стеснялась столь лестного признания и тщательно скрывала его от посторонних глаз.
Она играла на сцене до 86 лет. В 1983 году ушла из театра, объяснив, что ей "надоело симулировать здоровье". Никто тогда еще не знал, что ей оставался всего лишь год жизни.
Теперь, с высоты прожитых лет, можно уверенно утверждать, что Раневской выпала удивительная судьба, полная скитаний, страхов, неуверенности, одиночества и всенародной любви. При этом ее никогда не покидало чувство юмора. Даже восторженную реакцию публики актриса комментировала с неизменным сарказмом. "Как-то после спектакля "Дальше - тишина" входит ко мне в гримерку пожилой, такой сверхинтеллигентный театрал, - вспоминала Раневская. - Голова слегка трясется, а я усталая, еле дышу. Посетитель говорит: "Великолепно! Великолепно! Извините, ради Бога, но сколько Вам лет?" Я говорю: "В субботу сто пятнадцать". А он не унимается: "Великолепно! Великолепно! В такие годы - и так играть!"
Так совпало, что именно сегодня, в субботу, в день своего 115-летия, Фаина Раневская вновь предстанет перед зрителями в спектакле Анатолия Эфроса "Дальше - тишина", запись которого выйдет в эфире канала "Россия-Культура". И исполнительница роли Люси Купер, как всегда, будет великолепна.