Театр на Таганке дает уже вторую премьеру без Любимова - "Калеку с Инишмана"
Первый спектакль без Любимова - "Венецианских близнецов" в постановке итальянского режиссера Паоло Эмилио Ланди - раскритиковали, кажется, все, кто его видел. Газета "Коммерсантъ" в своей рецензии писала: "Если бы все это происходило в каком-то безвестном месте, то разудалых "Венецианских близнецов" следовало бы просто не заметить. Но они появились на подмостках, где еще идут пока спектакли Любимова - и выглядит это так, как будто в таинственную пещеру старого волшебника Просперо, упорно искавшего истинное знание по своим старым книгам, вдруг ворвалась подвыпившая толпа, не понимающая ценности творившегося тут на протяжении десятилетий и торопящаяся все перевернуть вверх дном, осквернить, разграбить и устроить на свой лад".
Схожая картина наблюдалась здесь и в минувшую среду вечером на генеральной репетиции очередной премьеры - "Калеки с Инишмана" Мартина МакДонаха. Это был спектакль "для пап и мам", на который по традиции пригласили и журналистов. Перед началом выдали пресс-релизы, где обстоятельно были изложены заслуги ирландского драматурга, состоящего в штате Королевского Национального театра в Лондоне и признанного "чудом современной сцены". Затем по всех подробностях перечислялись достижения режиссера пермского Театра "У Моста" Сергея Федотова, поставившего спектакль по пьесе МакДонаха в Театре на Таганке.
"Семь лет назад в России никто не знал, кто такой МакДонах, - сказал, обращаясь к публике, Сергей Федотов. - Я же в своем Театре "У Моста" осуществил уже пять постановок по произведениям этого драматурга. И был очень рад, когда Валерий Золотухин пригласил меня поработать над этим автором в Театре на Таганке".
Кстати, Валерий Сергеевич на генеральной репетиции отсутствовал. Зато хорошо поставленным голосом бывшего худрука Юрия Любимова зал, как и прежде, оповестили о необходимости отключить мобильные телефоны.
История о калеке Билли, заявленная как комедия, на что режиссер обратил особое внимание зрителей, шла вяловато. Правда, постепенно зал "подогрели" периодически звучащие со сцены крепкие словечки и выражения. И зрители порой откликались на них смехом и не слишком громкими аплодисментами. Понятно же, в зале в этот вечер собралась, в основном, "группа поддержки": "папы и мамы" просто обязаны были поддержать своих "чад". К тому же и сам спектакль сильно смахивал на представление школьного драмкружка.
В антракте многие зрители отправились в буфет, а значительная часть устремилась в гардероб. Тут невольно вспомнился один из героев незабвенного Аркадия Райкина, который настоятельно рекомендовал жене не уходить после первого акта, поясняя, что после первого акта в гардеробе народу много. В очереди за шубами корреспонденту ИТАР-ТАСС и удалось взять несколько интервью.
"Очень понравилось, но не могу больше сидеть, - сказала женщина средних лет. - Я уборщица, мне вставать в 5 часов утра. А то бы обязательно досмотрела".
А вот две дамы интеллигентного вида покидали театр по другой причине. "Скучно, - призналась одна из них. - Юмор какой-то специфический, шутки, как из подворотни. Режиссуры никакой, сплошная самодеятельность. Возможно, мы чего-то не понимаем, но больше ходить на "Таганку" не будем".
Мнением профессионала поделилась актриса и режиссер Ольга Лысак. "Это же пермский "МХАТ" 1976 года, - возмущалась она. - Так в Москве уже давно никто не ставит. Очень обидно за "Таганку". Солидарность с коллегой выразила и пара молодых актеров из Петербурга. "Мы видели "Калеку с Инишмана" в исполнении Театра "У Моста", - сказали ребята. - В Москве - точная копия того спектакля, только артисты играют получше".
Что ж, далеко не лестный отклик. А ведь в "Калеке с Инишмана" занят практически весь цвет "Таганки": Марина Полицеймако, Татьяна Жукова, Дмитрий Высоцкий, Виктор Семенов, Татьяна Сидоренко. Наверное, им надо было бежать за Любимовым или умолять его вернуться. Или разойтись по другим театрам с маститыми руководителями во главе. Но они ничего из этого не сделали. И потому Театр на Таганке открыл сезон неудач.
Билетерша, одиноко сидевшая в уголке фойе, искренне посетовала: "Сегодня совсем плохо - на премьеру купили только четыре билета". Но тут же, дабы соблюсти честь мундира, бойко добавила: "Но у нас есть и другие спектакли, любимовские, и зал у нас по-прежнему полон".