Первыми борьбу за "Золотую маску" вступают в Москве "Мертвые души" Мариинского театра
Официально фестиваль спектаклей-номинантов "Золотой маски" начинается 27 марта. Но Мариинка всегда несколько опережает события. Чтобы не связывать знаменитую питерскую труппу жесткими сроками и графиками, организаторы "Золотой маски" шесть лет назад выделили ее в отдельный проект, получивший название "Премьеры Мариинского театра в Москве". На сей раз в его афише значатся два балетных спектакля - "Парк" в постановке Анжелена Прельжокажа и "Without" хореографа Бенжамина Мильлье. А возглавить список предоставлено оперным "Мертвым душам".
В этом году исполняется 35 лет с момента мировой премьеры оперы Родиона Щедрина. Постановка Бориса Покровского и Юрия Темирканова, состоявшаяся в Большом театре, стала знаковой в истории отечественного оперного театра. Воспоминания о том спектакле до сих пор ходят среди профессионалов как народный эпос. Однако, по мнению критики, возвращение шедевра Щедрина на оперную сцену в Мариинском театре - тоже важное событие, к которому Валерий Гергиев целенаправленно шел несколько лет, доверив постановку режиссеру Василию Бархатову и художнику Зиновию Марголину.
По отзывам рецензентов, их спектакль на хрестоматийный гоголевский сюжет не похож ни на один из предыдущих. К примеру, как пишет газета "Коммерсантъ", "Птицы-тройки в мариинских "Мертвых душах" нет и в помине". По-новому представлены и персонажи поэмы. Так, Коробочка уходит в текстильный бизнес, содержа небольшую фабрику по производству белых тапочек - благо, этот товар будет востребован всегда. Ноздрев пьет, не приходя в сознание. Собакевич живет прошлым: дома у бывшего партийного босса оборудована трибуна, с которой он в одиночестве мечет гневные речи в адрес разваливших страну. Плюшкин и вовсе напрочь отгородился от мира дверной цепочкой - Чичикова он ни под каким видом не пустит на порог своей коммуналки.
Впрочем, пересказывать спектакль дело неблагодарное. Лучше увидеть все собственными глазами. Благо, такую возможность предоставил москвичам фестиваль "Золотая маска".