Фестиваль "Кинотавр" открылся комедией Авдотьи Смирновой "Два дня". Кинолента рассказывает о чиновнике из Москвы, который приезжает в провинциальный музей по просьбе губернатора области. В планах главы региона - отнять у музея земельные владения и по
Фильм "Два дня" фактически полностью оправдывает название современной комедии. Фото: ИТАР-ТАСС
Премьера фильма "Два дня" на "Кинотавре" вселяла оптимизм. По крайней мере, первые двадцать-тридцать минут можно было пребывать в уверенности, что Авдотья Смирнова написала и поставила как режиссер (после того, как по разным причинам это отказался сделать Сергей Урсуляк) шедевр.
Очень смешной, фактически полностью оправдывающий название современной комедии. Очень дамский, потому как обыгрывающий усвоенную с детства ситуацию Золушки в новых реалиях: вот появится принц и решит все вопросы раз и навсегда, здесь - вот приедет высокопоставленный чиновник из Москвы и спасет провинциальных музейщиков от губернаторского произвола, а заодно и от их собственных, исключительно личных и вообще экзистенциальных проблем. Светлый образ современной Золушки - бедной научной сотрудницы из музея-усадьбы подзабытого классика русской литературы - интерпретирует Ксения Раппопорт, в роли большого начальника из Москвы - замминистра - блистает Федор Бондарчук. Если верить Авдотье Смирновой, он сам давно просил ее написать для него роль влюбленного и всесильного мужчины. А потом на его долю выпало не только сделать сказку былью и подарить надежду, что любовь может трансформировать чиновника в человека, а одержимого литературоведа в счастливую женщину, но и спродюсировать всю эту историю производства "Централ Партнершип" и "Арт Пикчерс Студио".
Ему в фильме приходится без страха и дрожи входить в сияющее облако под названием премьер-министр. Вопреки всем полученным на нервной службе язвам пить самогон с директором провинциального музея. Объясняться в любви неожиданно встреченной в глуши прекрасной даме под блеяние козы. И изо всех сил стараться не показать, что для него музейщики - это какие-то сумасшедшие эльфы из параллельного мира теней, непонятно на что живущие и чем питающиеся. Ситуация, которую приехал "разруливать" его герой нашего времени, донельзя банальна: губернатор области на территории музейной усадьбы задумал построить новую резиденцию, все согласования уже пройдены, замминистру нужно лишь окинуть взором земельные владения и побыстрее соблюсти формальности. Сотрудники усадьбы, разумеется, сопротивляются. Кто победит - понятно. Но мизансцена явления нового "бога из машины" и его первого массового контакта с музейщиками, придуманная Авдотьей Смирновой, должна изучаться во ВГИКе как наглядное пособие по демонстрации положения культуры в нашей стране и руководство к действию. Накрытые столы, заискивающие взгляды, плаксивые интонации, заученные наизусть речевки-скороговорки и все тому подобное в фильме Авдотьи Смирновой имеет место быть. Но в виде пародий она доводит эту ситуацию до комедии положений, хотя и утверждает, что снимала в чистом виде комедию характеров. Итак, стоит большой начальник в усадебной тму-таракани, приготовившись слушать в который раз одно и то же, знать, что изменить ничего уже невозможно, как-то обманывать людей общими фразами и вообще побыстрее от всех их отделаться и уехать. Но тут вдруг начинается настоящее цирковое представление: все служащие музея являются к нему ползком на коленях и явно не собираются с них подниматься, пока не добьются хотя бы обещаний в свою пользу. И так на коленях за чиновником гуськом и передвигаются по комнатам - при этом наблюдать за пластикой и трагикомическим выражением лиц Евгения Муровича и Ирины Розановой, играющих директора музея и его помощницу, - отдельное, прямо-таки социокультурное удовольствие...
А дальше будет еще смешнее. Замминистра влюбится в самую принципиальную сотрудницу, встанет на защиту усадьбы, из-за этого лишится своей должности, получит другую - губернаторскую, и позовет любимую девушку замуж... Если герои картины посвящают свою жизнь памяти великой русской литературы, то этот фильм, как определили коллеги-кинокритики, - "памяти великой русской морали". И если в первой его части преобладала отличная драматургия, динамичная режиссура и яркие актерские работы, то дальше крен пошел в сторону крутой смеси соцреализма с сильно огламуренным началом. У режиссера на этот счет, разумеется, было свое мнение.
Прямая речь
Авдотья Смирнова, режиссер, сценарист, телеведущая:
- Я давно уже перестала понимать, что значит гламур в устах критиков... Если речь идет о хеппи-энде, то я сама подобные концовки ненавижу, но это была изначальная установка. Мы хотели сделать жанр, и мы его выдержали. Да, два человека с разными убеждениями и социальным бэк-граундом полюбили друг друга. Но наш финал неоднозначный. На титрах идет диалог, из которого ясно, что эти люди не будут счастливы никогда и ни при каких обстоятельствах. К тому же такие мальчики, как тот, которого сыграл Федор Бондарчук, не увольняются.
Федор Бондарчук, режиссер, продюсер, актер:
- Не могу назвать конкретного чиновника, с которого мой персонаж был списан. Основных вопросов во время съемок было два: изменится ли этот человек после встречи с девочкой и ее миром, и - будут ли они вместе. Мы моделировали истории их первой недели после свадьбы, второй, третьей, максимум вышли только на два года их совместной жизни, после чего у них не сложилось. Потому то он остается таким же вруном и карьеристом...