Большой театр споет оперу вместе с мадридским "Реалом"
В гастрольную программу гостей, которая продлится до 10 сентября, включен один-единственный спектакль. Это сатирическая опера Курта Вайля и Бертольта Брехта "Возвышение и падение города Махагони", разоблачающая пороки современного общества - коррупцию, безнаказанность, чудовищную власть денег. Ее сценическая история началась в 1930-м году в Германии. В 1952 году оперу поставили в Нью- Йорке, в 1963 году - в Лондоне. А 30 сентября 2010 года она впервые появилась на подмостках Мадридского Королевского театра "Реал", где восторженно была принята публикой и высоко оценена прессой. И вот теперь испанскую версию увидели московские зрители.
Как выяснилось, эта опера никогда не шла в России. Специалисты утверждают, что в СССР она была запрещена, скорей всего, по политическим соображениям. И это обстоятельство добавляет интереса к гастролям мадридского "Реала".
"Спектакль очень понравился, - призналась ИТАР-ТАСС управляющая творческими коллективами оперной труппы ГАБТа, народная артистка СССР Маквала Касрашвили. - Отменные солисты, прекрасный хор, замечательно звучит оркестр под управлением нашего маэстро Теодора Курентзиса".
"Согласна, опера хорошая, хотя и написана в жанре, как я его называю, "жестокие игры на черном дворе", - включилась в диалог известная драматическая актриса Алла Демидова. - Но у меня претензии к режиссуре. Так ставили Брехта в 60-е годы. Сейчас, мне думается, надо было бы сделать спектакль более гламурным, я бы сказала, в духе Лас- Вегаса. Однако молодежи он, наверное, придется по вкусу".
Но, как говорится, сколько голов, столько и умов. В целом же в зале Большого царила самая благожелательная атмосфера. На спектакле присутствовал посол Испании в Москве с супругой. Они также очень активно аплодировали и, судя по всему, остались довольны просмотренным. Ведь первый приезд Королевского театра "Реал" организован в рамках проходящего сейчас "перекрестного" Года России - Испании и уже стал одним из знаковых событий этой международной акции.
Но, кажется, больше других радовался успеху у московской публики новый худрук мадридского "Реала" Жерар Мортье. Прежде в течение 10 лет возглавлявший Зальцбургский фестиваль, а затем более пяти лет - Парижскую Национальную оперу, он давно и по праву слывет одним из культовых деятелей современного музыкального театра. Ныне свой талант Мортье являет в мадридском "Реале", которым "рулит" с прошлого сезона. Примечательно, что его первым проектом на этом посту и стала постановка оперы "Возвышение и падение города Махагони".
"Вы сделали замечательный подарок москвичам", - сказал, выступая на приеме по случаю открытия гастролей, генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов. Он напомнил, что ровно год назад Большой театр побывал в Испании с "Евгением Онегиным" в постановке Дмитрия Чернякова, который прошел с триумфом. "В последнее время связи между нашими театрами значительно окрепли, - с удовольствием отметил руководитель ГАБТа. - Потому наша новая встреча не за горами. 5 декабря на сцене театра "Реал" состоится торжественная церемония завершения российского-испанского Года и будет дан гала-концерт звезд балета, в котором примут участие артисты Большого театра".
Однако этим не исчерпываются ближайшие совместные планы двух театров. Так, Анатолий Иксанов сообщил ИТАР-ТАСС, что провел переговоры о гастролях балетной труппы ГАБТа в Мадриде. "Сейчас мы подыскиваем подходящие сроки", - уточнил Иксанов. По его словам, также достигнута договоренность о совместной оперной постановке двух театров. "Осталось только определиться с названием", - заключил генеральный директор ГАБТа.