Фурсенко: Соотечественники могут сыграть огромную роль в повышении качества образования в России
Фото: Олег Косов
Как привлечь выпускников российских вузов, работающих за рубежом, к работе над совместными проектами и при этом избежать утечки мозгов из страны? Об этом шла речь на открывшемся сегодня в Казани II Конгрессе соотечественников.
- Качество научного образования падает не только в нашей стране, - отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. - Проблема сохранения интеллектуального потенциала актуальна для всего мира. В то же время существует достойное представительство российской науки во всех странах. Развитие не только математики и физики, но таких важных, модных научных направлений, как биотехнологии, в значительной степени определяется выходцами из российских вузов. Соотечественники могут сыграть огромную роль в повышении качества образования в нашей стране.
В последние годы много делается для того, чтобы заинтересовать их в более тесном сотрудничестве с российскими коллегами. Чего только стоит объявленный конкурс мега-грантов по привлечению в вузы страны ведущих ученых из-за границы! Половину из сорока победителей составили выходцы из России, причем двадцать человек из них - представители русского мира, постоянно работающие за рубежом.
По мнению президента Международной ассоциации русскоговорящих ученых (RASA) Вячеслава Сафарова, подобное сотрудничество интересно обеим сторонам. Под победителей грантов в вузах и научных центрах страны создаются лаборатории, где плечо к плечу с ведущими умами работают молодые ученые. А для соотечественников, приезжающих на работу в Россию, это шанс расширить масштабы своей деятельности. Однако, считает Вячеслав Сафаров, конкурсы и целевые программы "не исчерпывают всего, что могут сделать соотечественники для России", поскольку ограничены и в пространстве, и во времени. Необходимо сделать так, чтобы взаимодействие происходило на долгосрочной основе.
В частности, президент RASA предложил организовывать целевые стажировки для перспективных научных кадров, чтобы российские ученые могли установить научные связи за рубежом, а затем привнести полученный опыт и знания в родной университет. В этом предложении многие усмотрели определенный риск. Что если стажирующемуся так понравится работа за границей, что он передумает возвращаться на родину?
- Эта опасность сильно преувеличена, - считает Вячеслав Сафаров. - Получить постоянное место за рубежом нелегко. Этого не произойдет, если перед отъездом родной университет гарантирует ему достойные условия возращения. Этим пользуются другие европейские страны, которые тоже подвержены утечке мозгов, например, Греция. В какой-то мере подобный опыт присутствует и у нас во Франции.
К тому же, как выяснилось, проблема утечки мозгов для многих российских регионов сегодня не столько актуальна как, скажем, в 90-е годы. Министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов утверждает, что в последнее время миграция умов вышла на "нормальный уровень". По его словам, в высокотехнологичных научных областях она присутствует во всем мире.
Тем не менее, меры по недопущению утечки мозгов принимать надо. И главная из них, по мнению Андрея Фурсенко, возможность выпускников российских вузов заниматься интересной работой, а она предполагает и достойную зарплату, и определенный карьерный рост, и возможность кооперации как международной, так и внутри страны.
- Если этого нет, то какое бы хорошее образование ни получил человек, в конце концов он либо потеряет свой потенциал и уйдет в другую сферу, либо уедет работать в другой регион или страну, - подчеркнул глава Минобрнауки РФ.
По такому сценарию сложилась жизнь у многих соотечественников.
- Они уезжали из России с обидой, как непризнанные гении, или по каким-то другим причинам, - говорит Вячеслав Сафаров. - Но я не знаю ни одного, кто бы не желал, чтобы у России дела шли хорошо. Мы все заинтересованы в том, чтобы эта страна развивалась, и готовы по мере сил ей в этом помогать…