В Татарстане модернизируют клиники и повышают зарплату врачам. Об этом рассказал министр здравоохранения РТ Айрат Фаррахов во время "Делового завтрака". "Прежде всего на повышение сможет рассчитывать медперсонал тех учреждений, которые буд
Айрат Фаррахов: Программа модернизации здравоохранения поможет изменить ситуацию в отрасли, но всех проблем она не решит. Через два года высокотехнологичные операции будут проводить и в БСМП. Фото: Олег Косов
Когда в столице Татарстана появится современный центр экстренной медицинской помощи? Может ли участковый врач заменить больному невролога? На сколько повысится зарплата врачей?
На эти и другие вопросы ответил во время "Делового завтрака" министр здравоохранения РТ Айрат Фаррахов.
Российская газета: Татарстан стал одним из первых российских регионов, где стартовала программа модернизации здравоохранения. Какие наболевшие проблемы поможет решить этот проект?
Айрат Фаррахов: В последние годы Россия демонстрирует колоссальные успехи в части организации государственного здравоохранения и решения вопросов отрасли. Однако средств, которые до сих пор выделялись, явно недостаточно. Для сравнения: расходы на здравоохранение в США составляют около 7,5 тысячи долларов на душу населения, а в России лишь триста долларов. Программа модернизации поможет изменить ситуацию. Это колоссальный шаг государства к увеличению финансирования отрасли, еще одна ступенька на лестнице, которая приведет нас к более развитому здравоохранению. В рамках проекта только Татарстан получит из федерального бюджета 7,9 миллиарда рублей.
Модернизация здравоохранения подразумевает три фактора. Это укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, информатизация отрасли и внедрение стандартов оказания медицинской помощи. Кстати, именно стандартизация позволит нам повысить зарплату медицинским работникам. Сегодня это проблема если не номер один, то номер два.
Но всех вопросов программа, конечно же, не решит. Мы должны понимать, что с увеличением продолжительности жизни, а именно к этому мы стремимся, появятся новые проблемы. К шестидесяти годам человек имеет как минимум два хронических заболевания. Они требуют дорогостоящего лечения, в том числе высокотехнологичных операций. Экономить на этом нельзя. В противном случае это приведет к использованию некачественных материалов, например, протезов, которые могут сломаться во время операции, и так далее. Уверен, реформирование здравоохранения не ограничится программой модернизации. Расходы будут увеличиваться постоянно, это обеспечит прогресс.
РГ: Какие специалисты могут рассчитывать на увеличение зарплаты? На сколько она повысится и когда?
Фаррахов: Ожидается, что к концу года зарплата у отдельной категории врачей повысится на 30 процентов. Прежде всего на повышение сможет рассчитывать медперсонал тех клиник, которые будут участвовать в реализации стандартов оказания медицинской помощи. Особенно радует, что изменится зарплата узких специалистов, работающих в поликлиниках. До сих пор это было колоссальной проблемой. Во многих учреждениях из-за низкой оплаты труда нам даже не удалось сохранить узких специалистов.
Хотя есть и другой момент. Нам бы очень хотелось, чтобы, как в большинстве развитых стран, основная часть консультаций ложилась на плечи врача общей практики. Но, к сожалению, добиться больших успехов в этом нам пока не удалось. С одной стороны, уровень квалификации участкового терапевта оставляет желать лучшего. А с другой, наши пациенты еще не привыкли к тому, что на консультацию к узкому специалисту может направить лишь врач общей практики. Но подчас в посещении того же нев-ро-патолога нет необходимости. Ведь лечение таких хронических заболеваний, как, например, остеохондроз, стандартизировано, и назначить его вполне может врач общей практики.
РГ: Как изменится лечебная сеть?
Фаррахов: В прошлом году мы создали единую онкологическую службу с 60 первичными кабинетами, а также 11 сосудистых центров. Объединили детский санаторий с Детской республиканской клинической больницей. В результате у ДРКБ появился свой центр здоровья, отделения сурдологии, кардиологии и другие. Ввели городской кардиологический диспансер в состав Межрегионального клинико-диагностического центра. Подобное объединение на пользу обоим учреждениям, а в первую очередь на пользу людям, которые нуждаются в специализированной помощи. У кардиодиспансера никогда не было хирургического отделения, и, если больному требовалась операция, его нужно было направлять в МКДЦ.
В свою очередь у МКДЦ никогда не было поликлиники, и нуждающимся в реабилитации прооперированным больным приходилось ездить на консультацию в стационар. Теперь в этом нет необходимости. Это единое учреждение. Другое дело, что нужно создать достойные условия для амбулаторного приема пациентов в здании кардиодиспансера. Оно является памятником архитектуры, и его ремонт требует больших средств.
Но идея правильная. Маленькие учреждения сегодня абсолютно неперспективны, они более затратны (койка в маломощной районной больнице обходится значительно дороже, чем, например, в МКДЦ) и менее эффективны.
В рамках программы модернизации запланирована реконструкция 39 медицинских учреждений, в том числе и таких крупных, как РКБ, ДРКБ...
РГ: Незадолго до начала реконструкции в этих клиниках сменились главные врачи. С чем связана их отставка? Планируете ли вы новые кадровые перестановки в ближайшее время?
Фаррахов: Мы с огромной благодарностью относимся к старшему поколению, которое в самые тяжелые годы сохранило медицину. Но, для того чтобы удержать конкурентные позиции здравоохранения Татарстана, необходимо, чтобы в отрасль приходили молодые подготовленные специалисты, которые бы внедряли современные стандарты и принципы оказания медпомощи.
Сегодня все, в том числе и в правительстве республики, работают по контракту. Так что пожизненного места работы не имеет никто. В будущем перестановки возможны, особенно если кто-то будет работать неэффективно. Мне кажется, что в Татарстане мало работать эффективно, важны результативность и инновационность. Они являются слагаемыми успеха.
РГ: Несколько лет назад по вашей инициативе в детских поликлиниках Казани начали активно внедрять информационные технологии и, в частности, практиковать электронную запись на прием к врачу. На это были затрачены немалые, в том числе бюджетные, средства. А сегодня, когда похожий проект внедряется в лечебных учреждениях Нижнекамска, казанский опыт оказался невостребованным. Почему?
Фаррахов: Проект информатизации детских лечебных учреждений Казани хороший, но требует завершения. Он реализован не полностью, исходя из тех средств, которые были выделены. Хотя проект действует, обеспечивает деятельность внутри лечебного учреждения. Для того, чтобы он заработал в полную силу, его необходимо интегрировать в электронную систему республиканского здравоохранения, связать с ФОМС и так далее.
В Нижнекамске - другое. Информационные технологии были прицельно направлены на реализацию проекта "Электронная очередь". К информационному обеспечению работы лечебных учреждений там пока не приступали, поэтому и опыт Казани был до сих пор не востребован.
Одной из важнейших проблем информатизации здравоохранения является то, что нет четко установленного системного решения, которое может быть стандартизовано для всех. Соответственно, во многих субъектах внедрение технологий происходит по своему сценарию, поэтапно, в зависимости от имеющегося объема средств. Это хорошо, но в масштабах всей страны, наверное, очень затратно. Важно, чтобы потом, когда будет найдено единое системное решение, эти программы стыковались и работали. В любом случае информатизация - ключевой аспект эффективности работы здравоохранения.
РГ: Айрат Закиевич, планируется, что к Универсиаде-2013 в Казани появится новая больница скорой медицинской помощи, и разместится она в одном из спальных микрорайонов Заречья. На ваш взгляд, это оправдано?
Фаррахов: Это абсолютно правильное решение. Ведь все крупные больницы, которые имеют приемные отделения и могут экстренно спасти человека от инфаркта, инсульта, травм, - РКБ, РКБ-2, ДРКБ, МКДЦ - расположены по другую сторону Казанки. А какая клиника есть в Заречье? Там находятся хорошие больницы, такие как седьмая, двенадцатая, но они не имеют многих современных технологий. Поэтому строительство крупного центра на перекрестке проспекта Амирхана и улицы Чуйкова, который сможет эффективно оказывать медицинскую помощь не только во время Универсиады, но и после нее, абсолютно оправдано.
Строительство новой БСМП на базе седьмой городской больницы уже началось. Это будет крупный центр с десятью современными операционными, большим приемным отделением, отдельным входом для персонала. Концепцию строительства БСМП поддержали руководство Минздравсоцразвития РФ и президент Татарстана Рустам Минниханов. Из республиканского бюджета на реализацию проекта уже направлено 420 миллионов рублей, почти 400 миллионов выделено в этом году из федерального бюджета. Еще около миллиарда рублей поступит в 2012 году. В рамках программы модернизации предусмотрены средства и на реконструкцию первого роддома и других корпусов седьмой больницы. Так что к Универсиаде-2013 в Казани на один современный медицинский центр станет больше.
РГ: А что будет с ныне действующими в Казани больницами скорой медицинской помощи? Они закроются?
Фаррахов: Бывшая шестая горбольница, а ныне БСМП N 2, сохранится. У нее свои задачи. Судьба БСМП-1 во многом будет зависеть от заключения специалистов о техническом состоянии здания. К сожалению, сегодня оно не в пользу больницы. Реконструкция здания требует колоссальных усилий и средств. Если говорить о строительстве новой больницы, это также огромные вложения. Да и место найти трудно. Строить за пределами города больницу скорой медицинской помощи не имеет смысла. Ее место в Заречье. Там, кстати, предусмотрена даже вертолетная площадка, которая разместится либо неподалеку от нового медцентра, либо на его крыше. Таким образом, будут созданы условия для эффективной транспортировки больных. Планы у нас огромные.