Юрий Лепский: Кукин лечил раны предательств дымом таежного костра
Юрий Кукин. Фото: ИТАР-ТАСС
Уже давно песни и стихи Кукина разобраны на цитаты. "А я еду за туманом, за туманом,/ за мечтами и за запахом тайги", "Ну что, мой друг свистишь? /Мешает жить Париж", " Поезд длинный смешной чудак, /как замучил меня вопрос, /что же что же не так, не так,/ что же не удалось?"...
Всякий уважающий себя таежник пел его песни под гитару у костра, начиная с шестидесятых годов. Хриплый голос Кукина с его неповторимой интонацией был записан на миллионах магнитофонов. Герой его песен - крепкий мужик, умеющий и костер разжечь, и рыбу поймать в таежной речке, без нужды не снимающий с плеча ружье, способный друга выручить ценой собственного комфорта. Он умеет любить, умеет оставаться верным в разлуке, он научился держать удары измен и лечить раны предательств дымом таежного костра. Он начитан и образован, он рифмует собственный точные наблюдения с именами великих предшественников и современников.
Но главное: этот герой из его песен научил несколько поколений в нашей стране жить так, как поешь. Если в твоей любимой песне ты едешь за туманом, то и в реальной жизни ты покидаешь свой привычный городской быт. Если в песне для тебя нет ничего дороже твоей любви, то и в жизни нет ничего дороже. Если в строке сказано, что надо рвать миражи и идти своей дорогой, то и в жизни следует делать то же самое. Автор и его герой были неразделимы. Автор устами своего героя декларировал свои собственные принципы и правила жизни, которым следовал неукоснительно. Это потом стало нормой мужественно хрипеть в микрофон о настоящих мужских поступках, но без микрофона быть тряпкой и подонком. Кукин и его герой стали редким исключением из этих правил.
Он был предпоследним из плеяды великих бардов: уже ушли своим млечным путем Визбор и Окуджава, Клячкин и Высоцкий, Бачурин и Берковский... Из великих остался только Александр Городницкий.
Без них становится все холоднее и холоднее.