Министры внутренних дел и юстиции 27 стран ЕС намерены отложить вступление в Шенген Румынии и Болгарии
"Финляндия и Нидерланды заявили о готовности блокировать сегодня любое решение о вступлении этих стран в Шенген", - отметил он.
На практике это означает, что решение проблемы автоматически будет вынесено на повестку дня саммита глав государств и правительств ЕС, который состоится в середине октября в Брюсселе. Таким образом, этот вопрос из технического станет политическим.
Еврокомиссия предлагает открыть морские и воздушные границы Румынии и Болгарии уже с 31 октября, а наземные – с июля 2012 года. Впрочем, против точного определения сроков открытия наземных границ активно выступают Германия и Франция.
Гаага и Хельсинки опасаются, что вступление Румынии и Болгарии в шенгенское безвизовое пространство приведет к новой волне иммиграции, в частности, из Турции. Тот факт, что против выступили именно эти страны, вполне естественен, учитывая, что в последние годы в них быстрее чем в остальной Европе растет популярность партий националистической ориентации.
Эксперты Еврокомиссии признают, что формально Бухарест и София выполнили условия для вступления в Шенген, обеспечив введение биометрических паспортов и приняв меры к улучшению уровня охраны своих границ, однако многие европейские политики уже считают эти меры недостаточными.
Эта проблема обсуждается в чрезвычайно неблагоприятный момент. У всех на памяти "миграционное цунами", обрушившееся этой весной южные страны ЕС, в первую очередь Грецию и Италию, из охваченных беспорядками арабских государств. Ее прямым следствием стал острый конфликт между Италией и Францией о судьбе почти 50 тысяч арабских мигрантов, которых Италия пообещала беспрепятственно пропустить на север, чтобы избавиться от этой проблемы на своей территории. Проблема остается неурегулированной до сих пор. На уровне всего Евросоюза она привела к пересмотру правил введения временного пограничного контроля внутри Шенгена. Согласно разработанному Еврокомиссией проекту страны ЕС смогут запрашивать Брюссель о возможности введения временного контроля на своих границах не только в случае террористической угрозы или необходимости обеспечения безопасности в преддверии крупного международного мероприятия, например футбольного чемпионата, но и в условиях неконтролируемого миграционного всплеска.