У древнего прусса впервые нашли печать русского князя
Ученые Института археологии РАН обнаружили в Калининградской области, среди развалин поселения древних пруссов печать русского князя начала XII века. Это первое найденное в регионе материальное свидетельство тесных экономических связей между жившими здесь племенами пруссов и русским северо-западом. Об открытии сообщается в пресс-релизе Института, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
По соседству с поселком Привольное (бывший Гунтенен) ученые наткнулись на следы богатого поселения древних пруссов — балтского народа, обитавшего в Северо-Западной Балтии и остававшегося независимым до XIII века, когда эту территорию завоевал Тевтонский орден.
Археологи обнаружили обломки керамики, куски янтаря, бронзовые и серебряные украшения, предметы быта, детали костюма, свинцовую пломбу дрогичинского типа (использовавшуюся для опечатывания товаров, перевозившихся на значительные расстояния), серебряные монеты и много другое. По всей видимости, эти вещи принадлежали представителю прусской знати, разбогатевшему на торговле янтарем.
Самой интересной и «говорящей» находкой стала древнерусская вислая актовая свинцовая печать, оттиснутая от имени внука Владимира Мономаха – князя Всеволода Мстиславича (1095—1138), в крещении Гавриила, старшего сына великого князя киевского Мстислава от брака с Христиной, дочерью шведского короля Инге I Старшего.
Свинцовые княжеские печати подтверждали подлинность написанного на пергаменте документа, к которому они были привешены – возможно, жалованной грамоты на землю или грамоты, обеспечивающей свободный беспошлинный проезд по землям, находящимся под юрисдикцией правителя.
«Можно только предполагать, что именно было написано в документе, заверенном печатью Всеволода Мстиславича. Ясно лишь, что грамота эта была чрезвычайно важна для человека, который привез ее из Древней Руси на берега Балтики», — заявил начальник отряда Самбийской экспедиции Константин Скворцов, который нашел печать.
Печать стала первой подобной находкой за все время исследований в ареале расселения древних пруссов на юго-восточном побережье Балтийского моря. Она указывает на устойчивые взаимовыгодные отношения между Пруссией и Новгородом: возможно, кто-то из пруссов не только перебирался на Русь, но и возвращался назад в Пруссию, продолжая при этом вести дела в Новгородских землях.