Киев предупредили об угрозе срыва мирного процесса в Донбассе
Процесс мирного урегулирования в Донбассе оказался под угрозой из-за эскалации напряженности в регионе. Об этом заявил в четверг, 12 ноября, в эфире телеканала Ukraine Today глава МИД Украины Павел Климкин.
Министр выразил мнение, что «устойчивого перемирия» в Донбассе не было. «Это очень хрупкий процесс, и у нас по-прежнему нет уверенности в [успешности мирного] процесса без полноценного доступа на территорию Донбасса. Учитывая ежедневные сообщения о спрятанном оружии, включая тяжелые вооружения и танки, а также принимая во внимание информацию о передвижениях сил в Донбассе, мы не можем говорить о каком-либо реальном прекращении огня», — сказал глава МИД.
Климкин заявил о намерении проинформировать европейских коллег об ухудшении ситуации на востоке Украины. «Сейчас весь минский процесс, особенно отвод вооружений, находится под угрозой срыва. И мы должны открыто говорить об этом», — добавил он.
11 ноября президент Украины Петр Порошенко признал, что ситуация в Донбассе имеет устойчивую тенденцию к обострению. «Вчера и сегодня ночью прошли боевые столкновения (...) Эти попытки сорвать минские договоренности (...) провоцируя украинских военных диверсионными действиями, обстрелами наших территорий из оружия, которое должно давно быть отведено», — подчеркнул Порошенко.
Несмотря на то что в Донбассе в соответствии с требованиями минских договоренностей с начала сентября установлен режим прекращения огня, Киев и ополченцы самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик регулярно обвиняют друг друга в нарушении перемирия.
Комплекс мер по выполнению минских соглашений был согласован по итогам встречи лидеров стран «нормандской четверки» (Украина, Россия, Германия, Франция) в феврале 2015 года. Документ предусматривает установление режима прекращения огня, отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения, проведение конституционной реформы (со вступлением в силу к концу 2015-го нового Основного закона Украины), законодательное закрепление особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей, освобождение и обмен пленными на основе принципа «всех на всех».