Стартовал второй этап Конкурса Чайковского по номинации скрипка
Конкурс имени П.И. Чайковского
[14:47]
Американский композитор Джон Корильяно сочинил произведение для Конкурса Чайковского
<br class="cl">
[13:08]
Михаил Хохлов: По-настоящему сильное впечатление производят только те музыканты, кто задел публику за живое
<br class="cl">
[11:40]
Антонио Менезис: В каждом участнике конкурса есть потенциал, чтобы стать крупным музыкантом
<br class="cl">
В Малом зале Петербургской консерватории выступили шесть участников по номинации скрипка, причем, в этот день сыграли все три прошедшие во второй тур девушки.
Прослушивания открыла одна из самых молодых участниц конкурса, восемнадцатилетняя скрипачка из США Нэнси Чжоу. Именно Нэнси выпала честь премьерного исполнения обязательной для всех участников второго тура пьесы Джона Корильяно STOMP. В шестиминутное сочинение для скрипки соло Корильяно включил элементы джазовой импровизации, bluegrass, а также репетитивной техники. Дополнительную сложность для исполнителя представляют предписанные автором параллельно с игрой притопы ногой, а также нестандартная настройка крайних струн, так что вместо квинт звучат тритоны. Для Нэнси Чжоу последний фактор создал проблемы даже не столько во время исполнения, сколько после. Сразу после STOMP, начав Вариации на оригинальную тему Венявского, исполнительница резко оборвала игру, поняв, что не смогла заново чисто настроить скрипку, и только после дополнительной подстройки продолжила выступление, оказавшееся, увы, не самым удачным.
Игравший вторым номером Найджел Армстронг выглядел более уверенно, продемонстрировав в пьесе Корильяно даже цирковой трюк, засунув скрипку и смычок за спину, продолжая водить им по струнам. В выступлении американского скрипача это был, наверное, самый яркий момент, а STOMP - самый удавшийся номер. В остальных произведениях представленной программы его игра была сухой и маловыразительной. Ну а завершила первую тройку исполнителей кореянка Марисол Ли, нашедшая выразительные штрихи и яркие краски в Фантазии на темы из оперы "Кармен" Ваксмана, а также единственная полностью сыгравшая три части сюиты Чайковского "Воспоминание о дорогом месте".
Контраст дневному отделению составили собравшие полный зал вечерние прослушивания, стремясь на которые, публика буквально атаковала ведущую в Малый зал лестницу. Как оказалось, не зря. Каждый из троих вечерних участников предстал зрелым сложившимся музыкантом, безо всякого сомнения достойным продолжить дальнейшее конкурсное состязание. Андрей Баранов показал практически безупречное владение стилем каждого из представленных в программе произведений. Скрипичная соната Франка была рапсодична, размеренна и одновременно строга. Лирическая распевность сочеталась в его игре с жестким чувством формы. С потрясающим сарказмом и юмором были сыграны четыре прелюдии Шостаковича из опуса 34 в переложении для скрипки и фортепиано Д. Цыганова. Каждая из прелюдий (7, 11, 12, 19) предстала как особенный маленький мирок, со своим настроением и своими игрушечными страстями. В Фантазии Венявского на темы из "Фауста" Гуно Андрей продемонстрировал уверенное владение всем спектром скрипичных приемов и мастерскую отточенность каждого эпизода (чего только стоит восхитительный вальсовый фрагмент с флажолетами). Баранов, наверное, представил самый продуманный вариант исполнения обязательной пьесы Корильяно. Кроме искусно найденных разных оттенков скрипичного звука даже в притоптываниях была своя драматургия и динамическая линия.
Любимец студентов-консерваторцев Сергей Догадин также включил в конкурсную программу скрипичную сонату Франка, сыгранную наизусть с большой экспрессией округлым красивым романтическим звуком. Присущие Сергею открытость, эмоциональность и импульсивность, проявились во втором туре еще в большей мере. Его главный козырь, конечно же, романтическая музыка, требующая больше технической оснащенности, нежели интеллектуальной собранности. Поэтому очень удачен для Догадина оказался выбор Интродукции и вариаций Николо Паганини на тему из "Прекрасной мельничихи" Паизиелло, где можно было развернуться во всем блеске скрипичной техники.
Настоящей артисткой показала себя выступившая в заключении скрипачка из Южной Кореи Джехье Ли. Во-первых, очень интересной оказалась программа: редко исполняемая Первая скрипичная соната Шумана, "Посвящение Паганини" Шнитке, популярный "Блестящий полонез" Венявского и обязательная для всех пьеса Корильяно. Во-вторых кроме блестящей техники, полнейшей уверенности и эмоциональной заразительности Джехье Ли продемонстрировала мощный интеллект и собственное художественное видение. Выбранная сложнейшая пьеса Альфреда Шнитке "Посвящение Паганини" (написанная, кстати, композитором для лауреата III конкурса Чайковского Олега Крысы) была сыграна удивительно тонко, с пониманием всех тончайших аллюзий, которыми композитор наполнил свое десятиминутное сочинения. Это был действительно настоящий инструментальный театр, как оно и предполагается у Шнитке. Сразу после завершения прослушивания (хочется сказать "сразу после концерта") часть зрителей пошли за кулисы, чтобы поздравить корейскую скрипачку и взять у нее автограф, и это уже свидетельство того, что Джехье Ли в своей игре перешла границы просто конкурсного формата.