В Турции начался судебный процесс по делу о госперевороте 28 февраля 1997 года
АНКАРА, 2 сентября. /Корр.ИТАР-ТАСС Кирилл Жаров/. Прокуратура Турции требует пожизненных заключений для 103 представителей вооруженных сил республики в рамках судебного процесса по делу о государственном перевороте 28 февраля 1997 года. Первое заседание суда по делу началось сегодня в 13-м высшем суде по уголовным преступлениям Анкары.
В начале июня этого года суд принял 1300-страничное обвинительное заключение. С весны полиция провела несколько волн задержаний, после которых 37 обвиняемых были взяты под стражу. Им инкриминируется "подготовка и проведение государственного переворота" и "препятствование исполнению правительством своих обязанностей".
Единственное гражданское лицо среди подсудимых - бывший глава Совета по высшему образованию Турции Кемаль Гюрюз. Главными фигурантами дела, в свою очередь, стали экс-начальник генштаба Хаккы Карадаи, его заместитель Чевик Бир, бывший командующий Первой полевой армией Ялчын Атаман. Истцами и пострадавшими выступили 438 человек, среди которых более 200 гражданских лиц.
Дата 28 февраля известна в Турции как "постмодернистский переворот". Это была последняя на данный момент смена власти в Турции с участием военных. Она прошла бескровно, с сохранением действия конституции и работы парламента, но с отставкой лидера исламистской Партии благоденствия, премьер-министра Неджметтина Эрбакана.
Военные объясняли переворот необходимостью пресечь скатывание правительства к политике исламизации страны, дальнейшему расширению независимой деятельности религиозных организаций и учебных заведений, подрыву светских устоев страны, принципов ататюркизма. Для этого было в значительной степени ограничено исполнение гражданского законодательства, введен жесткий контроль над религиозными структурами, прессой, введен запрет на ношение мусульманского платка в учебных заведениях и госучреждениях.
Нынешнее правительство Турции, сформированное бывшими сторонниками Неджметтина Эрбакана, и сторона обвинения считают действия военных в 1997 году грубым нарушением демократических норм, ударом по фундаментальным правам и свободам граждан.