Антисирийская позиция США и их союзников по НАТО объясняется желанием убрать неугодные им арабские режимы, считает Примаков
По мнению Примакова, в разные годы занимавшего должности председателя правительства РФ, министра иностранных дел и директора Службы внешней разведки, "Сирия стала жертвой главным образом потому, что она близка к Ирану", а "отстранение от власти нынешнего /сирийского/ режима является частью плана изоляции Ирана". "Между тем сближение Дамаска с Тегераном произошло под влиянием того, что до сих пор не разрешен арабо-израильский конфликт", - указывает Примаков в статье, опубликованной сегодня в "Российской газете" после того, как Россия и Китай заблокировали антисирийскую резолюцию в Совете Безопасности ООН.
Он вспоминает, как во время одной из бесед с Хафезом Асадом - отцом нынешнего сирийского президента, тот сказал, "что будет стремиться к тому, чтобы не остаться "один на один с Израилем". "Отсутствие урегулирования опасного ближневосточного конфликта, который имеет постоянную тенденцию к перерастанию в кризисную стадию, подтолкнуло Дамаск к созданию "на всякий случай" иранского тыла", - полагает Примаков.
То, что арабские страны в своем большинстве тоже заняли позицию против руководства Башара Асада, академик объясняет возрастающими противоречиями между двумя основными религиозными тенденциями в Исламе - суннитами и шиитами. "После американской военной операции в Ираке эти противоречия особенно усилились", - напоминает Пиримаков. "Сирийская власть в основном представлена алавитами - течением, близким к шиизму. А с позиции Лиги арабских стран, объединяющей в своем преобладающем большинстве "суннитские государства", проявилось опасение создания "шиитского пояса" от Ирака через Иран и Сирию к Ливану", - пишет Примаков.
Безответственной политике на Ближнем Востоке и в Северной Африке он призывает "противопоставить коллективные усилия", без которых "в конечном счете не обойтись для того, чтобы не допустить сползания ситуации к хаосам, гражданским войнам, наконец, к срыву столь необходимых мер по урегулированию арабо-израильского конфликта".