Сегодня легче стать успешным предпринимателем, чем зарабатывать на хлеб художником – Дэвид ДАТУНА

Сегодня легче стать успешным предпринимателем, чем зарабатывать на хлеб художником – Дэвид ДАТУНА

В России в 2013 году отмечается памятная дата 400-летия дома Романовых. Известный американский художник Дэвид Датуна, чья выставка организована галереей "Щукин" и сейчас проходит в арт-центре "Ветошный" в Москве под названием «Глаза в глаза» посвящена сопоставлению образов двух российских правителей - Владимира Путина и Николая II, разделенных одним столетием, дал эксклюзивное интервью ИТАР-ТАСС. Его работы признаны одними из самых продаваемых на сегодняшний день в мире благодаря необычной технике исполнения с помощью оптических линз. Датуна рассказал о своем творческом становлении, жизни художников в XXI веке и роли искусства в обществ.

- У каждого художника есть определенная концепция и видение своего творчества. Каких принципов и какой концепции придерживаетесь вы как художник?

- Я думаю, что концепцию и принципы художника больше определяют критики. Каждый художник делает то, что он делает. Своими работами я хочу разбудить людей от сна, в котором они пребывают, и подтолкнуть их к своему мнению. Мне кажется, что не у каждого человека оно есть в наше время. Люди словно находятся под гипнозом, и моя задача их разбудить и заставить их мозг работать на себя.

- То есть, по сути, через свои работы вы решили взять на себя определенную общественную функцию?

- Любой художник берет на себя эту функцию. Да и в целом все, что связано с искусством, ставит своей задачей сделать заявление определенным образом. Будь то режиссер, писатель, музыкант.

- От чего вы отталкиваетесь при выборе объекта будущей работы?

- При выборе объекта своих произведений в первую очередь мной движет социальная функция, которую я на себя взял. Выбор моих картин зависит от наболевшей общественной проблемы, которая существует сейчас. Но в то же самое время через свои работы я пытаюсь посмотреть вперед и самостоятельно создать проблематику, которая, как мне кажется, может возникнуть в будущем. Главными объектами моих работ являются социальные вопросы и вопросы состояния и развития души.

- В Москве сейчас проходит ваша выставка «Глаза в глаза», посвященная сопоставлению образов двух российских правителей – Владимира Путина и Николая II, разделенных одним столетием. Почему вы решили выбрать именно их в качестве главного объекта выставки?

- Если говорить о работе « Путин. Николай II. Глаза в глаза», то это целая серия работ.

Эти портреты - не противопоставление двух людей, а сопоставление двух мировоззрений, двух социальных факторов, которые я просто выношу на общественное обсуждение.

Серия работ над картиной «Путин - Николай II» началась более двух лет назад. Первым портретом был «Путин – Мона Лиза», где я собрал из маленьких портретов Джоконды Путина. Концепция работы была совершенно проста.

На момент создания картины Путин был фигурой загадочной в политике, так же как мы до сих пор не знаем, кто такая Мона Лиза - мужчина или женщина, улыбается она или угрюмится на картине – так же до сих пор не могут понять, кто такой Владимир Путин и чего от него ожидать. Поэтому мое сопоставление президента России с Моной Лизой – это большой вопросительный знак.

"При выборе объекта своих произведений в первую очередь мной движет социальная функция, которую я на себя взял"

Что касается портретов «Путин - Николай II», то это вторая часть концепции одной серии работ. Тем самым я хотел показать те изменения, которые произошли с момента правления Николая II и президентства Владимира Путина. То есть люди, увидев эти портреты, должны были задуматься – что в наследство России оставил Николай, а что оставит в будущем Владимир Путин. Что впереди будет ждать каждого лично, их детей и страну. Невозможно предполагать будущее, не умея анализировать прошлое. Цель работы – подтолкнуть людей к анализу и размышлению, так как я считаю, что за последнее столетие у людей старательно пытаются нивелировать эту функцию.

- В день выборов президента Грузии вы сообщили о вашем намерении подарить картину «Грузия – надежда миллионов» избранному президенту Гиоргию Маргвелашвили. По вашим собственным словам, «энергетика и посыл, который я закладываю в это произведение, совпадут с энергетическим настроем президента». Что вы хотите сказать подобным подарком?

- Когда мы говорим о подарке президенту, не стоит говорить о подарке частного художнику частному лицу. В данном случае это подарок художника, который по своим корням определенным образом представляет творческую часть страны. И данная работа – это подарок всему народу Грузии в лице президента. Основной посыл моего подарка заключается в том, что я верю и убежден, что Гиоргий Маргвелашвили изменит будущее страны в лучшую сторону и объединит два братских народа – Россию и Грузию.

- Что значит быть художником и какова ваша сущность в этом статусе?

- Мир искусства позволяет создать собственную планету и ауру, реализовать потребность внутреннего мира. Сущность художника заключается в постоянном изучении себя и создании собственной территории, на которой появляется возможность высказывать себя, слушать со стороны, влиять своими работами на мир.

- Кто является для вас авторитетом в мире искусства и почему?

- Я – приверженец революционного начала в искусстве. Безусловным авторитетом для меня является Пабло Пикассо, чьи работы могут увлечь меня на многие часы, когда я просто не ощущаю времени. Мне очень нравится китайский художник Ай Вэйвэй, так как я считаю, что именно он в настоящее время делает ту революцию в арт-искусстве, которая необходима миру.

"В галереях появляются единицы. Остальные ждут своего часа годами, а то и жизнями"

Марина Абрамович также безусловный революционный авторитет, чьей силы и энергетики хватит на нескольких президентов.

Джек Поллок, пожалуй, один из самых влиятельных художников для меня. Я целыми днями находился в его доме-музее в Хамптоне, чтобы прочувствовать его работы. Иногда, кстати, получалось, иногда нет.

- Чтобы о художнике узнали, его работы должны выставляться в галереях. Насколько сложно сегодня художнику стать публичным и убедить кураторов в их будущей востребованности?

- На сегодняшний день современная галерея – это институция, которая должна демонстрировать новшества в мире искусства и отвечать на вопрос - что сегодня является произведением искусства. Но это не совсем так. Сегодня, к сожалению, деньги преобладают, и галереи выставляют то, что продается, то есть устоявшихся известных художников. Именно по этой причине молодые художники боятся экспериментировать.

- То есть, чтобы стать художником, нужно либо быть богатым изначально, либо делать то, что можно в будущем продать?

- Чтобы художник появился в галерее и о нем узнали, нужны довольно приличные деньги, к сожалению. Чтобы организовать хотя бы одну персональную выставку в Нью-Йорке и несколько сборных, необходимо изначально затратить до нескольких сотен тысяч долларов. Поэтому галереи диктуют свои тренды. Никто не хочет рисковать и вкладывать деньги без уверенности их возврата. Поэтому даже талантливые молодые художники сегодня испытывают определенные жизненные трудности.

- Вы сказали, что художники боятся экспериментировать. Почему?

- Потому что боятся умереть с голоду. Причем неважно, откуда этот художник – из Москвы или из Нью-Йорка, который считается меккой арт-искусства. Вы только посчитайте количество художников, ежегодно выпускающихся из университетов? Это миллионы и миллионы людей, у которых есть свои амбиции и желание переделать этот мир. Но в галереях появляются единицы. Остальные ждут своего часа годами, а то и жизнями. Это очень тяжелый хлеб, многие не выдерживают и отказываются посвятить себя искусству. Сегодня легче стать успешным предпринимателем, чем просто зарабатывать на хлеб художником.

- Как мы уже выяснили, далеко не каждому талантливому художнику удается стать востребованным и продаваемым, а вам удалось. Как так получилось? Поделитесь секретом вашего успеха.

- Все произошло само собой, если честно. У меня был сложный жизненный период, и я ушел в себя, ушел в свои работы. Первые свои выставки организовывал самостоятельно, помогали друзья. Галереи на тот момент выставки делать со мной не хотели – кому нужен был невостребованный художник, которого никто не знает.

Благодаря этим выставкам мои картины начали узнавать, понимать.

- Сейчас, будучи известным и востребованным художником, нет ли у вас желания поддержать молодых начинающих художников, о которых еще никто не знает, взять их под свое крыло и оказать им помощь?

- Чтобы взять кого-то под крыло, оно должно быть достаточно мощным. Не могу пока сказать, что у меня оно уже такое. Что касается помощи, то я ее оказываю с большим удовольствием. Если мне нравится какой-то художник, то я стараюсь познакомить его с какой-нибудь галерей, чтобы они начали работать и развиваться дальше.

Беседовала Анна Зейман

/ИТАР-ТАСС/

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent