"Золотой лев Святого Марка" 68-го Венецианского кинофестиваля уехал в Россию
Сокуров, давно признанный во всем мире одним из ведущих европейских режиссеров авторского кино, с самого начала считался фаворитом творческого состязания, в котором участвовали 23 картины. И своей новой работой, которая завершает кинотетралогию философских размышлений об истории и судьбах людей в преломлении темы власти - "Молох", "Телец" и "Солнце", - он не обманул ожиданий критиков. Его победа, за которую болел сам художественный руководитель фестиваля Марко Мюллер, не стала неожиданностью.
Точно также ожидаема была победа ирландского актера немецкого происхождения Майкла Фассбендер, который одинаково убедительно сыграл психоаналитика Карла Густава Юнга в "Опасном методе" Дэвида Кроненберга и современного успешного жителя Нью-Йорка, страдающего зависимостью от секса и неспособного на чувственные отношения в "Стыде" Стивена Маккуина. "Кубок Вольпи" за лучшую мужскую роль оказалась единственной наградой фильму британского режиссера и арт-художника, который получил признание за дебютную картину "Голод" /"Стыд" - это своеобразное продолжение размышлений на тему зависимости человека от своего тела/. Маккуина прочили чуть ли не в главные соперники Сокурову.
Специальный приз жюри достался-таки "хозяину" смотра – итальянцу Эммануэле Криалезе. Его картина "Материк" на актуальную тему о незаконной иммиграции оказалась по душе критике /правда, не российской, посчитавшей ее неправдоподобной слащавой, не зная реалий острова Лампедуза, куда высаживаются нелегалы/. И ее определенно ждет ошеломляющий зрительский успех. В 2006 году Криалезе увез из Венеции "Серебряного льва" за ленту тоже об иммиграции – только итальянской в начале ХХ века в Америку.
Критики и журналисты отметили особенно сильный состав конкурсных картин в этом году. Не все из них оправдали ожидания - например, казалось бы заманчивый фильм о "треугольнике" во взаимоотношения между знаменитыми психиатрами, основателями психоанализа Зигмундом Фрейдом, Карлом Густавом Юнгом и его пациенткой и возлюбленной Сабиной Шпильрейн /впоследствии основательница советской школы психоанализа/ Дэвида Кроненберга "Опасный метод" оказался неинтересной зарисовкой декораций предвоенной Европы. Как ни странно, ничего не досталось и Роману Полански. Его экранизация популярной пьесы Ясмины Резы "Резня", безупречной с точки зрения режиссуры и соблюдения жанра /единство действия и места/ и исполненная превосходным квартетом актеров - Кейт Уинслет, Джоди Фостер, Кристоф Вальц /штандартенфюрер Ганс Ланда в фильме Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки"/, Джон Си. Нейлли, - показалась жюри слишком банальной, хотя понравилась критике и публике. Не получил премии "за выслугу лет" и 76-летний Уильям Фридкин, чья "черная комедия" "Киллер Джо" также заслужил высокие оценки критики.
Неожиданным стало решение о награждении "Серебряным львом" брутальной китайской картины "Люди, гора, люди, море". Этот фильм был сюрпризом в конкурсе, о котором было объявлено в последний момент "из-за опасений цензуры" / видимо, со стороны китайских властей/. Это - вполне в духе художественного руководителя фестиваля Марко Мюллера. На смотре ленту преследовали мистические неудачи. Сначала из- за технических проблем был отменен пресс-показ, в связи с чем не состоялась и пресс-конференция. А во время официальной премьеры возник пожар.
Как бы там ни было, азиатское кино, к которому, казалось, спал интерес, удостоилось своей доли признания. Популярная в Гонконге китайская актриса Диание Ип удостоилась "Кубка Вольпи" за лучшую женскую роль в картине режиссера из Гонконга Энн Хуи "Простая жизнь". Она обошла в творческом состязании таких сильных соперниц, как Кейт Уинслет, Джоди Фостер, Кира Найтли.
А премии Марчелло Мастроянни за лучший актерский дебют получили сразу двое - актер и актриса из японской ленты "Химизу" Сиона Соно.
Премия "Озелла" за лучшую операторскую работу присуждена экранизации романа Эмилии Бронте "Грозовой перевал" британки Андреа Арнольд.
"Озеллой" за лучший сценарий награжден греческий режиссер Йоргос Лантимос, который написал сценарий к своему фильму "Альпы" о странной группе людей, которые предоставляют родственникам и близким умерших необычную услугу – исполнять роль покойных, чтобы помочь пережить потерю.
Лучшей дебютной работой была признана итальянская картина из секции "Неделя критики" "Ла-Ба" Гуидо Ломбарди, которому вручили премию "Луиджи де Лаурентис", в денежном выражении представляющую 100 тыс долл. В жюри этой премии входил российский режиссер Алексей Федорченко.
Очередной смотр завершился показом фильма-победителя и премьерой картины "Девичьи страдания" Уита Стиллмана. Она завершила череду представленных вне конкурса лент. Среди них были вторая режиссерская работа поп-дивы Мадонны "W.E." /об истории любви короля Эдварда УШ и американки Уоллис Симпсон, ради которой он отказался от трона/, новый фильм классика итальянского кино 80-летнего Эрманно Ольми "Картонная деревня", великолепный фильм-эксперимент Аль Пачино, а также ряд документальных лент, среди которых "Да здравствуют антиподы" российского режиссера Виктора Косаковского.