Прогнозы сулят французской картине "Артист" безоговорочный триумф в борьбе за "Оскар"
Они считают, что у "Артиста", рассказывающего о превратностях судьбы немого кино в эпоху подъема звукового в начале 1920-х годов, самые высокие шансы завоевать премию Американской академии киноискусств как лучший фильм года, за лучшие режиссуру, мужскую роль первого плана, музыку и операторскую работу. Сценарный триумф прочат Вуди Аллену за "Полночь в Париже", а иранскому фильму "Расставание" сулят победу над работами кинематографистов из Бельгии, Канады, Израиля и Польши.
"Артист" был снят в Лос-Анджелесе, финансировался французами и запущен в прокат основателем киностудии "Мирамакс" Харви Вайнштейном. Картина с Жаном Дюжардином и Беренис Бежо в главных ролях завоевала 75 трофеев, включая награду Международного Каннского кинофестиваля, три американских кинопремии "Золотой глобус", призы Гильдии режиссеров Америки, Американского института кино. "Артист" может стать первой почти немой лентой, завоевавшей золотую статуэтку как лучший фильм года за последние 83 года. Работа Хазанавичуса является первой черно-белой картиной, выдвинутой на "Оскар" с 1967 года. Именно тогда академия упразднила отдельную номинацию черно-белого кино. При таком наборе фактов победа практически предопределена, пишет влиятельный журнал "Голливуд рипортер".
В номинациях "лучший фильм" и "лучшая режиссура" главный конкурент французов - драма Александра Пэйна "Потомки" с Джорджем Клуни. В отличие от более понятного широкой публике мелодрамы "Артист", эту картину выделяют за художественные достоинства режиссуры, сценария, игры и смысловую глубину. Пэйн в профессиональном плане поэтапно прогрессировал и на данный момент достиг творческого "пика". "Потомки" по всем канонам является лучшей работой уроженца американского штата Небраска. Он номинировался на золотую статуэтку за сценарий к картине "Выборы" 1999 года и за режиссуру фильма "На обочине" 2004 года. Последняя работа принесла ему "Оскар".
Главными соперниками среди исполнителей главных ролей являются Жан Дюжардин /"Артист"/ и Джордж Клуни /"Потомки"/. Первого даже называют "французским Клуни", а второго причисляют к плеяде блестящих актеров Кэри Гранта, Пола Ньюмана и Роберта Редфорда. Любимчик Голливуда Клуни "взял" "Золотой глобус" в январе и имеет в активе "Оскар" за роль второго плана в фильме "Сириана" 2005 года. Последнее обстоятельство, однако, может сыграть против Клуни. Академики не успели забыть, как присуждали актеру золотую статуэтку. 50-летний американец относительно молод и еще не скоро отправится на покой. Следовательно, торопиться с новой наградой не актуально, делают вывод знатоки. К минусам Дюжардина они причисляют то, что француз при всех его достоинствах совершенно незнаком Голливуду. Однако его шансы на победу выше, чем у американца.
Фаворитки премии за главную роль - Мерил Стрип, как никто другая воплотившая образ британского премьера Маргарет Тэтчер в "Железной леди", и Виолу Дэвис /"Прислуга"/. Первая довела общее количество номинаций на премию за всю карьеру до 17-и и завоевала кинопремию "Золотой глобус". Стрип является обладательницей двух золотых статуэток и может завоевать третью. Заслуженная актриса не побеждала в "оскаровской" гонке 29 лет. Дэвис одержала верх над Стрип в борьбе за премию Гильдии киноактеров. А ее мнение считается самым верным "барометром" исхода схватки за актерские награды Американской академии киноискусств.
В номинации исполнителей ролей второго плана победу прогнозируют 82-летнему Кристоферу Пламмеру /"Начинающие"/. Ветеран американского кинематографа ранее номинировался на золотую статуэтку лишь один раз - за работу в картине "Последние воскресение" о финальном отрезке жизни Льва Толстого. Пламмер вполне достоин почетной награды за заслуги в карьере, длящейся уже полвека. Единственным реальным соперником на его пути считается Макс фон Сюдов, сыгравший в картине "Жутко громко и запредельно близко". Шведский актер, полиглот, в свое время работавший с Ингмаром Бергманом, является двукратным номинантом на награду академии. Среди исполнительниц ролей второго плана победу прочат Октавии Спенсер, завоевавшей немало наград за работу в "Прислуге", но более достойной награды считают Джанет Мактир /"Таинственный Альберт Ноббс"/.
Золотую статуэтку за оригинальный сценарий заведомо присуждают Вуди Аллену, который номинировался в этой категории на "Оскар" 15 раз, но не получал заветного трофея 25 лет. Победу также прочат авторам адаптированного сценария "Потомков", включая режиссера Пэйна.
Наконец, в номинации "лучший иностранный фильм", по общепринятому суждению, вне конкуренции - "Расставание" иранца Асгара Фархади. Картина - обладатель Золотого медведя 61-го кинофестиваля "Берлинале", американской кинопремии "Золотой глобус". К достоинствам этой работы относят то, что она в доступной форме показывает зрителю особенности иранского общества и уклада, делает эту страну более понятной американской публике.
Насколько оправдаются эти прогнозы, станет ясно по итогам 84-й церемонии вручения "Оскаров". Она пройдет здесь вечером 26 февраля, когда в Москве настанет ранее утро следующего дня.