Впервые в своей истории Большой театр представит зрителям шедевр Рихарда Штрауса - оперу "Кавалер розы"
Разговор обещает быть чрезвычайно интересным. Ведь доподлинно известно, что за последние 90 лет на территории бывшего СССР "Кавалер розы" ставился лишь однажды: советская премьера состоялась в 1928 году в Ленинграде и прошла с огромным успехом. Однако с тех пор Рихарду Штраусу не нашлось места на российских подмостках. Более того, исполнять музыку этого немецкого композитора у нас не рекомендовалось. А некоторые его произведения были и вовсе запрещены.
Хотя, если обратиться к биографии Рихарда Штрауса, найти какие-либо особо порочащие его обстоятельства просто невозможно. Он родился в Мюнхене в 1864 году в музыкальной семье и с раннего детства формировался как будущий музыкант.
Осваивать игру на фортепиано начал с пяти лет, в 16 лет уже сам сочинял музыку. Возглавлял Мюнхенскую оперу, дирижировал в Веймаре как преемник Ференца Листа и, наконец, получил пост директора и главного дирижера Берлинской Оперы. Его произведения звучали и по сей звучат по всему миру, пользуясь непреходящей популярностью у слушателей. Принято считать, что у нас Рихард Штраус попал в немилость потому, что жил в Германии в период нацизма.
"Но он не служил режиму, он жил в мире своей музыки", - убежден главный дирижер ГАБТа Василий Синайский. Это ему принадлежит идея впервые поставить в Большом театре "Кавалера розы". "Это высокая планка, и она достойна Большого театра", - уверен маэстро.
"Просто у нас существует стереотип, - продолжает Синайский. - Мол, есть всем известное семейство Штраусов - легких, блистательных музыкантов. А Рихард Штраус - другой: он страшный и тяжелый, и его музыка сложна для восприятия. Но мы готовы доказать, что это не так".
По словам дирижера, "Кавалер розы" обладает "увлекательной интригой и очень красивой музыкой, отмеченной венским шармом и обаянием. Опера строится на вальсовой основе, она упоительна и ароматна. Спектакль не короткий, но и не слишком длинный. В нем три действия, в которых рассказывается о трудных поисках любви, разочаровании, печали, но все заканчивается счастливым финалом". "Это близко всем", - констатирует Синайский.
Музыкальные источники свидетельствуют, что написать либретто для "Кавалера розы" Рихард Штраус предложил писателю и драматургу Гуго фон Гофмансталю, который охотно согласился выполнить такое поручение. Сценарий был закончен в начале 1909 года. До 1910 года сочинялась музыка. А премьера с триумфом прошла 26 января 1911 года в Дрездене. С тех пор "Кавалер розы" не сходит со сцен крупнейших оперных домов мира.
В Москве "Кавалера розы" впервые услышали в 1971 году во время гастролей Венской Оперы, когда спектакль был показан на сцене Большого театра.
"Теперь у нас появится собственный "Кавалер розы" - с восторгом замечает Василий Синайский. - Мне нравится, что наш спектакль задуман радостным, веселым, в полном соответствии со стилем автора. Крови, жестокости, серых и черных тонов в нем не будет".
В качестве режиссера постановщика выступает англичанин Стивен Лоулесс, за которым на Западе закрепилась репутация специалиста по музыке Рихарда Штрауса. Исполнительский состав также интернационален: в нем значатся приглашенные зарубежные солисты и певцы оперной труппы Большого театра.
Спектакль будут давать "блоками", по несколько представлений подряд. Премьерные показы состоятся 3-4, 6-7, 8 и 10 апреля на исторической сцене ГАБТа.