На сцене Большого театра станцуют балет "Драгоценности" Джорджа Баланчина
МОСКВА, 26 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Громкой обещает быть последняя балетная премьера сезона в Большом театре России. Она состоится 5 мая, когда на исторической сцене ГАБТа впервые будут представлены широкой публике "Драгоценности" Джорджа Баланчина. О завершающем этапе работы над одной из выдающихся хореографических постановок современности пойдет речь на сегодняшней пресс- конференции, в которой примут участие худрук балетной труппы Большого театра, народный артист РФ Сергей Филин, а также сценограф спектакля - Альона Пикалова, художник по костюмам - Елена Зайцева, педагоги-репетиторы: Сандра Кронсберг, Мэррил Эшли, Пол Боуз.
Слава творческого гения ХХ века по праву закрепилась за Джорджем Баланчиным /1904-1983/. Грузин по национальности /его настоящее имя - Георгий Баланчивадзе/, он родился в Петербурге, закончил здесь хореографическое училище, танцевал на сцене Мариинского театра. С трудом пережив трудности Гражданской войны, будущий знаменитый хореограф под предлогом заграничных гастролей уехал в Европу. Там работал в труппе Сергея Дягилева, а с 1933 года в течение пяти десятилетий жил и творил в США, где сначала создал балетную школу, а затем известный на весь мир театр - Нью-Йорк Сити Балет. Постановки прославленного хореографа по сей день являются визитной карточкой труппы. В целом же наследие Баланчина насчитывает 400 хореографических опусов.
Бесспорным шедевром в их числе значатся "Драгоценности" - бессюжетный балет, состоящий из трех частей, у каждой из которых свое название: "Изумруды", "Рубины" и "Бриллианты". Премьера спектакля состоялась в 1967 году в Нью-Йорк Сити Балете.
О том, как родился замысел "Драгоценностей", сам Баланчин писал так: "Идея нового балета в костюмах, украшенных драгоценными камнями, возникла, когда мой друг Натан Мильштейн познакомил меня с ювелиром Клодом Арпельсом. Позже я увидел потрясающие камни в его коллекции в Нью-Йорке. Конечно, я всегда любил драгоценные камни; в конце концов, я ведь восточный человек, я грузин. Я люблю цвета драгоценностей, красоту камней".
После столь откровенного признания хореограф дает профессиональный разбор своего спектакля. "Это балет в трех частях на музыку трех разных композиторов, и точно также различна их хореография, - поясняет в своих записках Баланчин. - Первая часть – "Изумруды" - поставлена на музыку Форе. Описывать сами танцы было бы скучно, так как в них нет никакого литературного содержания. Если эта часть балета вообще что-нибудь изображает, то, возможно, это мои воспоминания о Франции, Франции элегантности, комфорта, моды и духов".
Продолжая комментировать свои "Драгоценности", Баланчин отмечает: "Некоторые находили, что вторая часть - "Рубины" - изображают Америку. Но я вовсе не имел это в виду. Это просто музыка Стравинского /"Каприччио для фортепиано и оркестра"/, которую я всегда любил, и которую мы со Стравинским решили использовать, приспособив ее для ведущей пары танцовщиков, солистки и кордебалета".
Подробнейшим образом рассказывает Баланчин и о "Бриллиантах", финальной части балета, которая исполняется на музыку Третьей симфонии Чайковского. "Этот балет поставлен на балерину и ее партнера, группу солистов и большой кордебалет", - уточняет в своих воспоминаниях хореограф.
Примечательно, что москвичам посчастливилось увидеть "Драгоценности" в первозданном виде. Случилось это в 1972 году на сцене Кремлевского Дворца съездов, где проходили гастроли Нью-Йорк Сити Балета во главе с Джорджем Баланчиным.
Что же касается Большого театра, то на его афише пока значится лишь вторая часть знаменитого балета - "Рубины", поставленнная в 2010 году. Однако совсем скоро репертуар ГАБТа впервые обогатится всеми "Драгоценностями" Баланчина. Этот блистательный в прямом и переносном смыслах спектакль представят зрителям звезды и творческая молодежь главного театра страны. Сольные партии репетируют Нина Капцова, Екатерина Шипулина, Светлана Лунькина, Екатерина Крысанова, Евгения Образцова, Александр Волчков, Руслан Скворцов, Семен Чудин, Дмитрий Гуданов, Николай Цискаридзе и другие примы и премьеры ГАБТа.