На последнюю декаду фестиваля "Звезды белых ночей" в Мариинском театре пришлись два сильных зарубежных акцента - сольный концерт британского баса-баритона Уилларда Уайта и два вечера Немецкого камерного филармонического оркестра Бремена под управлением
Уиллард Уайт подготовил сольный концерт, представивший богатую палитру красок своего творчества - от Моцарта до мюзикла и спиричуэл. Фото: ИТАР-ТАСС
На последнюю декаду фестиваля "Звезды белых ночей" в Мариинском театре пришлись два сильных зарубежных акцента - сольный концерт британского баса-баритона Уилларда Уайта и два вечера Немецкого камерного филармонического оркестра Бремена под управлением Пааво Ярви, одного из лучших дирижеров современности с циклом всех четырех симфоний Роберта Шумана.
Появлению Уилларда Уайта в России мы должны быть обязаны маэстро Валерию Гергиеву, который был знаком с ним по работе в Лондоне, в частности над записью оперы "Замок герцога Синяя борода" Бартока с Лондонским симфоническим оркестром. Прошлым летом Уайт предстал в премьере этой оперы Бартока на фестивале "Звезды белых ночей" в постановке Даниэла Креймера, а чуть позже выступил уже на фестивальном показе этого спектакля на "Золотой маске" в Москве.
Петербургская публика могла ближе познакомиться с творчеством певца в рамках проекта "Артист месяца" в Концертном зале Мариинского театра, когда Уиллард Уайт появлялся в нескольких концертах, в том числе в партии Вотана в "Золоте Рейна" Вагнера и Мефистофеля в "Осуждении Фауста" Берлиоза. На сей раз Уиллард Уайт подготовил большой сольный концерт, представивший богатую палитру красок своего творчества - от Моцарта до мюзикла и спиричуэл.
Концертмейстером певца выступил Юджин Асти, многоопытный профессионал своего дела, в послужном списке которого значится сотрудничество с такими оперными звездами, как Анжелика Киршлагер, Сара Коннолли, Кэйт Роял и многими другими. Мастерство Асти нельзя было не услышать с первых же тактов "Четырех гусарских песен" Шумана. Пианист, задав стилистически верный настрой на романтическую риторику, установил идеальный звуковой баланс, при котором солист предстал как камерный певец в максимально выигрышном освещении.
Основной интригой первой части концерта было слушать то, как Уиллард Уайт с его чувственным, насыщенным обертонами тембром контролирует свои порывы в костюме строгого европейского фасона. В особенности "Четыре строгих напева" Брамса с их медитативностью и глубокой духовной концентрацией были сумрачным контрастом к яркому, бесшабашному, искрящемуся иронией второму отделению, где певец сполна продемонстрировал свои выдающиеся актерские способности. В популярных ариях из опер Моцарта он воплощал в жест движение каждого слова. Шквал оваций он сорвал после песни "Если бы я был богачом" из мюзикла "Скрипач на крыше" с ее фирменными национальными припевками "ди-би-ди-би-ди-би-ду". Но полным откровением стала спетая на бис многокуплетная "Эй, ухнем", которая разом напомнила и тоску негритянского спиричуэла, и манеру легендарного русского баса Федора Шаляпина.
Как концерт Уилларда Уайта, так и оба вечера "бременских музыкантов" во главе с дирижером Пааво Ярви, к сожалению, не испытали температуры переполненного зала, хотя оба ее стоили. Правда, на втором концерте оркестра Ярви публики заметно прибавилось: молва, судя по всему, сделала свое дело, и в Концертный зал пришли, вероятно, друзья и знакомые тех, кто услышал музыкантов в первый вечер. Публики было немного, зато она была избранной - не хлопала между частями, не контузила мобильниками.
Такие слушатели не могли не оценить не просто высокий европейский уровень оркестра, но и его индивидуальное самобытное лицо, которое, казалось, уже невозможно найти в современном стандартизованном мире. Было слышно, что дирижер не наследует какой-либо сложившейся традиции исполнения этой музыки, но исходит, прежде всего, из собственного очень чуткого, интуитивного слышания партитур немецкого гения. Камерный состав пришелся как нельзя кстати фактуре творений Шумана, хотя звучали они ничуть не менее сочно, как если бы их исполнял большой симфонический оркестр. Чистота, ясность, точность, удивительная слаженность звучания, причиной чему было абсолютное растворение оркестра в дирижере, позволили Пааво Ярви создать четыре романтических взгляда на мир, оказавшиеся очень энергичными, бодрыми и оптимистичными.
Этот оптимизм оба вечера оттенялся бисом - меланхоличным "Грустным вальсом" Сибелиуса, в котором оркестр поразил фантастическим пианиссимо на грани небытия. Сегодня на фестивале "Звезды белых ночей" в Концертном зале Мариинского театра покажут последнюю премьеру сезона - оперу "Сон в летнюю ночь" Бриттена в постановке Клаудии Шолти, дочери знаменитого дирижера сэра Георга Шолти, которая дебютирует в жанре оперы.
На последнюю декаду фестиваля "Звезды белых ночей" в Мариинском театре пришлись два сильных зарубежных акцента - сольный концерт британского баса-баритона Уилларда Уайта и два вечера Немецкого камерного филармонического оркестра Бремена под управлением Пааво Ярви, одного из лучших дирижеров современности с циклом всех четырех симфоний Роберта Шумана.
Появлению Уилларда Уайта в России мы должны быть обязаны маэстро Валерию Гергиеву, который был знаком с ним по работе в Лондоне, в частности над записью оперы "Замок герцога Синяя борода" Бартока с Лондонским симфоническим оркестром. Прошлым летом Уайт предстал в премьере этой оперы Бартока на фестивале "Звезды белых ночей" в постановке Даниэла Креймера, а чуть позже выступил уже на фестивальном показе этого спектакля на "Золотой маске" в Москве.
Петербургская публика могла ближе познакомиться с творчеством певца в рамках проекта "Артист месяца" в Концертном зале Мариинского театра, когда Уиллард Уайт появлялся в нескольких концертах, в том числе в партии Вотана в "Золоте Рейна" Вагнера и Мефистофеля в "Осуждении Фауста" Берлиоза. На сей раз Уиллард Уайт подготовил большой сольный концерт, представивший богатую палитру красок своего творчества - от Моцарта до мюзикла и спиричуэл.
Концертмейстером певца выступил Юджин Асти, многоопытный профессионал своего дела, в послужном списке которого значится сотрудничество с такими оперными звездами, как Анжелика Киршлагер, Сара Коннолли, Кэйт Роял и многими другими. Мастерство Асти нельзя было не услышать с первых же тактов "Четырех гусарских песен" Шумана. Пианист, задав стилистически верный настрой на романтическую риторику, установил идеальный звуковой баланс, при котором солист предстал как камерный певец в максимально выигрышном освещении.
Основной интригой первой части концерта было слушать то, как Уиллард Уайт с его чувственным, насыщенным обертонами тембром контролирует свои порывы в костюме строгого европейского фасона. В особенности "Четыре строгих напева" Брамса с их медитативностью и глубокой духовной концентрацией были сумрачным контрастом к яркому, бесшабашному, искрящемуся иронией второму отделению, где певец сполна продемонстрировал свои выдающиеся актерские способности. В популярных ариях из опер Моцарта он воплощал в жест движение каждого слова. Шквал оваций он сорвал после песни "Если бы я был богачом" из мюзикла "Скрипач на крыше" с ее фирменными национальными припевками "ди-би-ди-би-ди-би-ду". Но полным откровением стала спетая на бис многокуплетная "Эй, ухнем", которая разом напомнила и тоску негритянского спиричуэла, и манеру легендарного русского баса Федора Шаляпина.
Как концерт Уилларда Уайта, так и оба вечера "бременских музыкантов" во главе с дирижером Пааво Ярви, к сожалению, не испытали температуры переполненного зала, хотя оба ее стоили. Правда, на втором концерте оркестра Ярви публики заметно прибавилось: молва, судя по всему, сделала свое дело, и в Концертный зал пришли, вероятно, друзья и знакомые тех, кто услышал музыкантов в первый вечер. Публики было немного, зато она была избранной - не хлопала между частями, не контузила мобильниками.
Такие слушатели не могли не оценить не просто высокий европейский уровень оркестра, но и его индивидуальное самобытное лицо, которое, казалось, уже невозможно найти в современном стандартизованном мире. Было слышно, что дирижер не наследует какой-либо сложившейся традиции исполнения этой музыки, но исходит, прежде всего, из собственного очень чуткого, интуитивного слышания партитур немецкого гения. Камерный состав пришелся как нельзя кстати фактуре творений Шумана, хотя звучали они ничуть не менее сочно, как если бы их исполнял большой симфонический оркестр. Чистота, ясность, точность, удивительная слаженность звучания, причиной чему было абсолютное растворение оркестра в дирижере, позволили Пааво Ярви создать четыре романтических взгляда на мир, оказавшиеся очень энергичными, бодрыми и оптимистичными.
Этот оптимизм оба вечера оттенялся бисом - меланхоличным "Грустным вальсом" Сибелиуса, в котором оркестр поразил фантастическим пианиссимо на грани небытия. Сегодня на фестивале "Звезды белых ночей" в Концертном зале Мариинского театра покажут последнюю премьеру сезона - оперу "Сон в летнюю ночь" Бриттена в постановке Клаудии Шолти, дочери знаменитого дирижера сэра Георга Шолти, которая дебютирует в жанре оперы.