Народную артистку СССР Веру Марецкую вспоминают в связи со 105-летием со дня рождения актрисы
Миллионам зрителей разных поколений запомнились и полюбились фильмы с участием Марецкой. Их целая обойма, и один лучше другого. Дебютировав в 1925 году в картине "Закройщик из Торжка", актриса блистательно продолжила кинокарьеру в таких знаменитых фильмах, как "Она защищает Родину", "Член правительства", "Сельская учительница", "Свадьба" по Чехову и "Мать" по роману Горького.
"Меня избаловали режиссеры и сценаристы, - признавалась Вера Петровна. - Я не имею права, не могу и не хочу сниматься в плохих фильмах".
Впрочем, и в театре она играла только в хороших спектаклях. Окончив Школу-студию при Театре имени Вахтангова, она всю жизнь проработала под руководством выдающегося режиссера Юрия Завадского - сначала в его театральной студии, а потом в Театре имени Моссовета, который возглавил этот крупнейший мастер сцены. Здесь Марецкая была бесспорной примой. Ей удавались абсолютно разнохарактерные роли - от острокомедийных до трагических. Рассказывают, что, когда в одной из своих первых ролей - проститутки Бетти Дорланж в "Школе неплательщиков" Вернейля - актриса подходила к авансцене и произносила: "Господа, совершенно не с кем жить", - зал просто лежал от хохота.
В 40-е годы невероятным жизнелюбием покоряла публику ее Мирандолина в пьесе Гольдони "Трактирщица". Затем с одинаковым успехом Марецкая появлялась в образе нежной и робкой Машеньки в одноименном спектакле и лихой кавалерист- девицы Дуровой в спектакле "Надежда Дурова", играла главных героинь в "Без вины виноватых" и "Врагах", "Госпоже министерше" и "Дядюшкином сне", "Краже" и "Волках и овцах".
Девочка из подмосковной деревни Барвиха стала большой актрисой. Народная артистка СССР, четырежды лауреат Сталинской премии Вера Марецкая была удостоена высших орденов страны, носила звание Героя Социалистического труда и пользовалась огромной популярностью. При этом ей выпала далеко не легкая судьба.
Братья Марецкой - Дмитрий и Григорий, окончившие Институт красной профессуры, были партийными деятелями, близкими к Бухарину. В 30-е годы они были арестованы и расстреляны.
На второй день после начала Великой Отечественной войны в тюрьму попала младшая сестра Марецкой - Татьяна. Опять безжалостно сработала сталинская "машина".
Да и в личной жизни Марецкой не слишком везло. Молоденькой актрисой она вышла замуж за любимого мастера - Юрия Завадского. Родила ему сына, но их брак оказался недолгим. Когда их сыну Жене исполнилось четыре года, Завадский влюбился в великую балерину Галину Уланову и ушел из семьи.
Казалось бы, после этого Марецкой надо было покинуть театр. Но она осталась и проработала с бывшим мужем до конца своих дней. Ее последние годы были омрачены страшной болезнью - врачи обнаружили у Веры Петровны рак головного мозга. Превозмогая нестерпимую боль, эта сильная женщина продолжала играть на сцене - исполняла главную роль в "Странной миссис Сэвидж". На одном из спектаклей Марецкая расплакалась. Зал тоже плакал. Они прощались друг с другом.
Марецкая скончалась 17 августа 1978 года. На ее могиле на Новодевичьем кладбище установлен памятник из светло- серого гранита. В овале - бронзовый профиль Веры Петровны. А рядом с двух сторон едва заметно проступают театральные маски трагедии и комедии, как бы символизируя многранность и широту таланта Марецкой, которую справедливо называли актрисой вне амплуа.