Лихорадку Эбола нашли в Древней Греции
Первая вспышка лихорадки Эбола произошла не в XX веке в Африке, а 2,4 тысячи лет назад в древних Афинах. С такой гипотезой выступил врач-инфекционист и историк Пауэлл Казанджян (Powel Kazanjian), автор статьи в журнале Clinical Infectious Diseases. О гипотезе сообщает издание Live Science.
В современной истории случаи эпидемии Эболы начали фиксировать с 1976 года. Наиболее опасная вспышка произошла в западной Африке в 2014 году.
Между тем биологи нашли следы вируса в ДНК нескольких видов грызунов — по их расчетам, болезнь поразила предков животных как минимум 20 миллионов лет назад.
Казанджян предположил, что вирус Эбола мог передаваться от животных к человеку задолго до 1976 года. Возможно, именно этот патогенный микроорганизм виновен в возникновении Афинской чумы — болезни, уничтожившей около четверти населения полиса в 430-427 годах до нашей эры.
По свидетельству историка Фукидида, который сам переболел чумой, заболевших «без всякой видимой причины внезапно схватывал сильный жар в голове, появлялась краснота и воспаление глаз; затем внутренние части, именно гортань и язык, тотчас затекали кровью, дыхание становилось неправильным и зловонным». После этих симптомов у больного наступало чиханье и хрипота, а немного спустя страдания переходили в грудь, что сопровождалось жестоким кашлем.
«Больной так горел, что не мог выносить прикосновения самой легкой шерстяной одежды, холщевых покровов… Многие, лишенные ухода, мучимые неутолимой жаждой, бросались в колодцы… Если кто переживал самое тяжелое состояние, то болезнь давала себя знать поражением конечностей», — пишет историк.
Известно также, что болезнь пришла в Афины из Египта — точнее, по словам Фукидида, из Эфиопии (так греки называли все территории Африки южнее Сахары). Недавние вспышки лихорадки Эбола были отмечены в том же регионе.
Казанджян утверждает, что симптомы, уровень смертности и географическое происхождение Афинской чумы в точности соответствуют тому, что известно о лихорадке Эбола. Кроме того, первыми жертвами болезни стали афинские врачи — как и в 2014 году, когда от Эболы погибло почти 500 докторов и медсестер.
Ранее Афинскую чуму считали тифом, оспой, корью, бубонной чумой, сибирской язвой и даже синдромом токсического шока. Однако Казанджян утверждает, что лихорадка Эбола наиболее близка к клинической картине, обрисованной Фукидидом — хотя и признается, что Афинская чума произошла слишком давно, чтобы бесспорно решить вопрос о ее происхождении.