Найдена звезда с невероятными свойствами

Астрономы обнаружили древнейшую звезду из известных во Вселенной, которая находится в Млечном Пути, на расстоянии 35 тысяч световых лет от Земли. Об этом сообщает издание Science Alert.

Найденный красный гигант SMSS J160540.18–144323.1 имеет самые низкие уровни железа среди всех звезд в галактике — в полтора миллиона раз ниже, чем у Солнца. Это означает, что объект принадлежит второму поколению звезд, которые образовались после зарождения Вселенной 13,8 миллиарда лет назад. Сама SMSS J160540.18 возникла всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва.

В ранней Вселенной металлов почти не было, а первые звезды состояли из водорода и гелия, были очень массивными, горячими и с очень малым временем жизни. Их относят к так называемому звездному населению III. В процессе горения в недрах этих звезд образовались первые атомы кремния и железа. После гибели звездного населения III возникло звездное население II, в котором уже изначально присутствовали элементы тяжелее гелия.

Показатель уровня содержания в звезде элементов тяжелее гелия называется металличностью, и по нему можно узнать примерное время образования звезды после Большого взрыва. Предыдущим рекордсменом по низкому содержанию железа является 2MASS J18082002–5104378 B, чья металличность в 11 750 раз меньше металличности Солнца.

Ученые полагают, что звезда, предшествующая SMSS J160540.18, была в 10 раз массивнее Солнца. Вспышка сверхновой вызвала быстрый процесс захвата нейтронов (r-процесс) — ядерную реакцию, при которой образуются ядра тяжелых элементов. Небольшое количество атомов железа вырвалось из гравитационного поля нейтронной звезды, возникшей после сверхновой, и вошло в состав SMSS J160540.18, которая стала одним из первых представителей звездного населения II.