Первой премьерой сезона театра «Сатирикон» стал «Отелло»
Один из ведущих режиссеров России Юрий Бутусов, который уже номинирован на «Золотую маску», уже в шестой раз обратился к Шекспиру. Ситуация, которая складывается вокруг Бутусова, почти анекдотическая. За какой бы он спектакль не брался, все равно на выходе получается Шекспир. Так «Пер Гюнт» в МХТ неожиданно превратился в «Гамлета», норвежская пьеса в театре Вахтангова преобразовалась в «Меру за меру», в том же «Сатириконе» репетиции «Ревизора» привели Бутусова к «Королю Лиру». Конечно, нам кажется, что эта ситуация сродни той, если бы свадьба в Москве вдруг превратилась в съезд мелиораторов в Костроме. Но это не совсем так.
Подробнее
С «Отелло» ситуация сложилась совершенно особенная. Мало кто помнит, что Бутусов уже пытался ставить эту пьесу на сцене МХТ. Тогда Дмитрий Дюжев должен был играть главную роль. Спектакль был уже почти готов, (кстати, вырос он из «Детей солнца»), но руководство театра и создатель творения посчитали его более чем несовершенным и остановили репетиции.
Возможно, что пьеса о ревнивом мавре стала для Бутусова своего рода незажившей раной, и можно было ожидать, что вскоре еще какая-нибудь пьеса неожиданно перерастет в «Отелло».
Однако постановка этой пьесы для многих стала неожиданной. Все были уверены, что Юрий Бутусов ставит «Трех сестер» в «Сатириконе». К слову, «Три сестры» в декабре должны выйти в Петербурге. Но, тем не менее, трансформация из Чехова в Шекспира произошла, видимо, в последний момент. В нескольких эпизодах на сцене появляются чеховские персонажи.
Оставим критикам разговоры о том, что же заставило Бутусова выбрать «Отелло», почему сцена выглядит именно так (к слову, декорации представляют собой нагромождение всевозможного хлама, от холодильников и электроплиток до черепов и цветов в кадках). Мы же скажем, что спектакль имеет смысл посмотреть, чтобы просто взглянуть на манеру Бутусова и новый подход к сцене как таковой.
- Напомним, что Юрий Бутусов номинирован на премию «Золотая маска» за спектакли:
- «Макбет. Кино»;
- «Добрый человек из Сезуана».