Принятие европейского проекта резолюции по Сирии привело бы к нагнетанию конфронтации - Чуркин
Выступая во вторник вечером перед российскими журналистами после голосования в СБ ООН, где было наложено вето на угрожавшую Сирии санкциями резолюцию, российский посол особо подчеркнул, что "проект голосовался на фоне заявлений западных лидеров о том, что они не считают больше легитимным правительство Башар Асада и призывают оппозицию отказываться от диалога с правительством Сирии".
В разработанном Францией, Германией, Португалией и Великобританией проекте резолюции решительно осуждались "серьезные и систематические нарушения прав человека, которые продолжают совершать сирийские власти". Его авторы требовали "немедленно положить конец любым насильственным действиям" и призывали "все стороны отвергнуть насилие и экстремизм". В проекте содержался призыв к "открытому для всех и возглавляемому сирийцами политическому процессу, который бы проходил в атмосфере, свободной от насилия, страха, запугивания и экстремизма". Хотя из окончательного варианта проекта были убраны прямые ссылки на санкции, в нем выражалась решимость СБ ООН "в течение 30 дней рассмотреть вопрос о том, как Сирия выполняет требования данной резолюции" и в случае, если она их не выполнит, рассмотреть вопрос о принятии "адресных мер".
В поддержку проекта проголосовали помимо его авторов еще пять стран - США, Босния и Герцеговина, Габон, Нигерия и Колумбия. Воздержались Бразилия, Индия, Южная Африка и Ливан. Для принятия СБ резолюции требуется чтобы ее поддержали 9 из 15 членов при условии, что не воспользуется вето ни один из постоянных членов. В случае с сирийской резолюцией это сделали сразу два члена "пятерки" - Россия и Китай.
Российский посол привлек внимание к тому, что в Сирии нарастают действия экстремистов и деструктивной оппозиции. "Мы видим, что они переходят от вооруженной борьбы к террористическим актам, - сказал Виталий Чуркин. - В этих условиях мы считали очень важным, чтобы мирная оппозиция в Сирии отмежевалась от экстремистов и вступила в диалог с правительством Башар Асада". Именно на это, по его словам, был нацелен российско-китайский проект резолюции, который также активно обсуждался Россией с членами СБ и получил поддержку партнеров России по БРИКС. "Однако он не был воспринят западными членами Совета", - с сожалением констатировал он.
"Необходимо учитывать, что большая доля сирийского населения, целый ряд религиозных и этнических групп не хотят такого травматического развития событий в Сирии, - продолжал российский представитель. - Они хотят реформ, они хотят больше демократии, но они не хотят, чтобы их страна была ввергнута в пучину братоубийственной войны. Главное в нынешней ситуации - не нагнетать страсти, не обвинять во всем сирийское руководство, не грозить санкциями как это делается в западном проекте, который мы сегодня заветировали, а налаживать диалог".
Чуркин выразил надежду на то, что "сейчас, когда угроза санкций СБ ООН отодвинута, сирийские власти воспользуются этой возможностью для более энергичного воплощения в жизнь тех советов, которые российское руководство им очень настойчиво давало в последние месяцы о проведении действительных реформ, об освобождении демонстрантов, которые не совершили преступлений, о необходимости вести диалог с оппозицией и избегать чрезмерного насилия".
По словам российского постпреда при ООН, на примере Сирии можно видеть "развитие стратегии, уже опробованной в таких странах, как Кот-Дивуар и Ливия". Ее суть сводится к тому, что "кто-то из западных руководителей провозглашает - как это было в случае с Кот-Дивуаром - победителя, не дожидаясь окончания конституционного процесса в стране, и там начинается довольно сложный процесс". "К счастью там удалось при достаточно ограниченном кровопролитии выйти из этого кризиса с помощью ООН", - напомнил Чуркин. То же самое, продолжал он, можно было наблюдать в Ливии, когда Запад объявил Каддафи нелегитимным, а людей, которых еще никто не знал, провозгласил единственно законными представителями ливийского народа. "Мы считаем, что законных представителей должны определять не в западных странах, - сказал он. - Это должен делать сам народ".
Чуркин выразил мнение, что в случае с Сирией Запад продолжает прежний курс, объявив нелегитимным президента Башара Асада, призывая оппозицию не вступать ни в какой диалог с властью и продолжать протесты. "В таких условиях оппозиции остается рассчитывать только на энергичное вмешательство извне, - подчеркнул российский посол. - Мы знаем, что оппозиции в Сирии поставляется оружие". В этой связи он выразил недоумение, почему в процессе обсуждения проекта резолюции не была принята российская формулировка о том, что "конфликт в Сирии должен быть решен мирным путем без вооруженного вмешательства извне". В целом Чуркин охарактеризовал западный проект как "очень односторонний, направленной против правительства, а значит, поощряющий дальнейшее раскручивание конфликта". "Мы были вынуждены этому твердо противостоять", - заявил постпред РФ при ООН.