В Москве открылась выставка, посвященная 95-летию со дня рождения Александра Солженицына
Владимир Саяпин
МОСКВА, 9 декабря. Марина Хромова/. Впервые на родине Александра Солженицына состоялась презентация архива писателя. Все экспонаты выставки "Александр Солженицын: из-под глыб", открывшейся в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, - оригиналы, датируемые концом XIX - началом XXI века.
Выставка приурочена к 95-летию со дня рождения Солженицына и представляет избранные материалы его архива: рукописи, документы, мемориальные вещи, фотографии, книги. В музее на Волхонке можно увидеть автографы Солженицына, документы, регалии лауреата Нобелевской премии, автографы Корнея Чуковского, Анны Ахматовой, Александра Твардовского, Дмитрия Шостаковича.
"Эта выставка удивительна, и она должна проходить именно в нашем музее, ведь это часть нашей истории, нашего литературного опыта, - сказала на ее открытии директор музея Марина Лошак. - Выставка очень важна в силу того, что отражает личный опыт, переживания. Это - своеобразный музей Солженицына в одном из наших залов. Все экспонаты подлинные, за каждым - судьба человека и его страны. Многое понятно, многое вызывает вопросы. Выставка оставляет яркий эмоциональный след".
"Нам бы очень хотелось, чтобы к нам пришло как можно больше людей, которые многого не знают, в том числе молодежь, чтобы в результате этой выставки у них возникло желание прочитать произведения Солженицына. Это трудная, душевная работа", - отметила Лошак.
"Мое поколение было потрясено первой книгой Солженицына. Она, как ракета, выводила в другие сферы. Солженицын - совершенно уникальное явление. Он сблизил два понятия: своей личной судьбы и судьбы страны", - сказал уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.
"Тексты Александра Солженицына соразмерны биографии, а сам писатель соразмерен России. Он - один из немногих избранных, русский гений. В произведениях Солженицына есть все: от судьбы простой крестьянки до судеб всего народа", - убежден специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. По его мнению, "выставка отражает писательский дар Солженицына".
По утверждению президента музея им. Пушкина Ирины Антоновой, судьба Солженицына вся в его книгах, и это особенно ярко доказывает выставка. "Она - свидетельство его колоссального труда, феноменальной требовательности к себе", - сказала Антонова.
"Почти все сочинения Александра Солженицына написаны от руки. Главное - это его рукописи. Неудивительно, что было много потерь. Удивительно, что очень многое сохранилось. Рукописи Солженицына становятся памятниками веку, тяжелому времени, которое прожила наша страна", - добавила вдова писателя Наталья Солженицына.
"Выставка актуальна, и сегодня много сложностей. Мы назвали ее так не случайно. "Из-под глыб" значит из-под завалов лжи, провалов исторической памяти", - заметила Солженицына.
Выставка представляет детские и юношеские опыты Солженицына на литературном поприще. Особый интерес вызывают чудом сохранившиеся рукописи военных и тюремно-лагерно-ссыльных лет. Визуальный ряд дополняют телогрейка и нашивки с номерами зека, тайно вывезенные Солженицыным из лагеря после освобождения в "вечную" ссылку в Казахстан.
Среди экспонатов - сделанные автором машинописные перепечатки рассказа "Один день Ивана Денисовича" и романа "В круге первом". Отдельный раздел посвящен творческой работе Солженицына в условиях запрета его произведений и имени на родине в 1966-1974 годах. Это рукопись повести "Раковый корпус" и самый важных экспонат - рукопись легендарной книги "Архипелаг ГУЛАГ". Еще один раздел выставки полностью посвящен работе писателя над эпопеей "Красное колесо". На выставке отражены и возвращение Солженицына на родину после двадцатилетнего изгнания, и труды последних лет его жизни. Здесь можно видеть рукописи не только художественных произведений: рассказов, прозаических миниатюр /крохоток/ и эссе из "Литературной коллекции", но и публицистические книги и статьи, посвященные актуальным проблемам общественной жизни России.
Украшение выставки - мемориальные вещи: рабочие принадлежности писателя (очки, лупа, пенал с карандашами, печатная машинка). В экспозицию также вошли картина Гавриила Гликмана "Матренин двор" и знаменитое полотно друга Солженицына Сергея Ивашева-Мусатова "Замок святого Грааля".
Выставку сопровождают 24 офорта Рембрандта из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.